0 Shares 318 Views 1 Comments

Участники форума Большая Химия, обсудив текущее состояние химической отрасли и накопившиеся проблемы индустрии, предлагают объединить усилия органов исполнительной власти и отраслевого бизнес-сообщества в решении первоочередных задач.

1. Нехватка базового сырья для развития нефтегазохимии.
Дефицит этилена в ПФО по состоянию на 2011 год составляет не менее 1 млн тонн. Отложенные по причине нехватки сырья инвестиционные проекты способны потребить еще не менее 1 млн тонн.

Из-за дефицита базового сырья в российской нефтегазохимии на протяжении более чем 10 лет создаются неконкурентно малые единичные мощности по выпуску продуктов базовой химии, мономеров, полимеров и др. Для сравнения, в Китае, Индии, странах Ближнего Востока единичные мощности по нафте, этилену, базовым полимерам составляют 1 млн тонн и более. Типичная российская мощность по этилену — 300 тыс. тонн в год, по полимерам — 180-200 тыс. тонн в год.
В случае создания постоянного крупного источника газового сырья отрасль сможет отказаться от неэффективных схем наполнения сырьевой базы предприятий из десятков источников. В результате сохранить конкурентоспособность продукции последующих переделов, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что в свете предстоящего вступления России в ВТО приобретает особое значение.

Предложения
1.1. Предложить Правительству РФ осуществить государственную поддержку крупных инвестиционных проектов, направленных на строительство нескольких «миллионников» на территории РФ.

2. Отсутствие достоверной информации об объемах основного сырья для газохимии: ПНГ, СУГ, ШФЛУ.
Введение мер регулирования в отношении неутилизированных объемов ПНГ и при этом — отсутствие экономических механизмов воздействия на сбор и переработку ПНГ — приводят к массовому неучтенному уничтожению ПНГ компаниями на местах добычи.

В России отсутствует публичная информация на тему разведанных и доступных для ведения добычи газоконденсатных и других месторождений, неактивно ведется работа по выдаче лицензий.
Результатом дефицита информации является недостаточное предложение со стороны рынка инвестиций, и как следствие, систематическая нехватка сырья, возникновение неконкурентной среды со всеми последствиями высокой концентрации сырьевых потоков.
Себестоимость переработки нефти в этилен и пропилен, по оценкам специалистов, на 30 % дороже переработки газовых фракций. При этом в России из-за систематических недопоставок газа в сектор переработки — газохимия развивается недостаточными темпами.

Предложения
2.1. С целью скорейшего развития российской газохимии считаем целесообразным внести предложение в Правительство РФ о разработке комплекса мероприятий по привлечению инвестиций в сегмент сбора и переработки газовых фракций месторождений различных типов. А также предусмотреть меры по поддержке исследований, направленных на применение и разработку конкурентных химических технологий переработки газовых фракций.

3. Недостаточность транспортной инфраструктуры, предназначенной для передачи сырья к центрам переработки.
Рассмотрев все источники сырья, доступные для интенсивного и экстенсивного освоения, участники форума считают запуск проекта «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» непременным условием выполнения Плана развития газо- и нефтехимии до 2030 года и реализации значительной части инвестиционных проектов по дальнейшей переработке, заявленных Планом.

Предложения
3.1. Участники форума считают целесообразным создание концессии с государственным участием для проектирования, строительства, эксплуатации продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
Акционерами компании (концессии) предложить федеральное правительство (51 %), правительства регионов, по территории которых проходит продуктопровод, а также компании, ведущие добычу, переработку углеводородов, являющихся сырьем для ШФЛУ продуктопровода. С целью обеспечения недискриминационного доступа к транспортной системе доля одной компании не должна превышать 10 %.
3.2. С целью привлечения кредитных ресурсов для финансирования строительства (по предварительной оценке — от 90 до 110 млрд. руб.) на срок до 12 лет считаем целесообразным предоставить кредиторам гарантии правительства Российской Федерации.

3.3. Для стабильного обеспечения сырьем предлагаемого продуктопровода предлагается оценить емкость и сроки освоения углеводородных ресурсов Сибири, пригодных для переработки в ШФЛУ в период до 2030 года. Предложить проведение исследования по данному вопросу Институту нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука.

3.4. Для проведения предпроектных работ, направленных на подготовку ТУ проекта и перечня возможных соисполнителей создать координационный совет. Институту ИПТЭР (г. Уфа) подготовить предложения по составу совета. Привлечь к обсуждению проекта глав регионов, заинтересованных в развитии транспортной инфраструктуры, экспертов рынка, проектные организации, монтажные компании, производителей труб большого диаметра.

4. Отсутствие экономических стимулов для развития переработки внутри страны.
Система экономического регулирования устроена таким образом, что добывающим компаниям выгодно экспортировать большую часть объема нефти, газа, продуктов первичной переработки, и невыгодно перерабатывать это же сырье на предприятиях внутри страны или продавать его внутренним переработчикам.

Так, на долю нефтехимии в РФ приходится не более 8-10 % совокупной выручки нефтегазовых компаний, в Западной Европе — 65-70 % выручки компаний того же профиля.
Среди причин создавшегося положения — наряду с системой ухода от налогов, практикуемой в российских компаниях, — объективная невыгодность переработки в сравнении с экспортом сырых продуктов. Инвесторы сталкиваются со сложностями проектирования, несоответствием российских СНИПов и других нормативных документов современным международным стандартам, с забюрократизированностью разрешительных процедур, запутанным многоуровневым регламентированием всех видов работ, направленных на реализацию инвестиционных проектов.

Предложения
4.1. Предложить профильным государственным органам исполнительной власти изучить систему преференций, направленных на поддержку глубокой переработки в США, Индии, Китае, Корее, Японии и других странах с развитой нефтегазохимией. Осуществлять постоянный мониторинг внутренних цен на полупродукты в этих странах.
4.2. Предложить правительствам Республики Татарстан и Республики Башкортостан подготовить комплекс документов, направленных на создание преференций для компаний, осуществляющих переработку нефтегазового сырья внутри страны, направить эти документы Министерству экономического развития РФ.

5. Нарастающая импортная зависимость по продуктам глубоких переделов, стратегическим продуктам и технологиям.
По состоянию на 2011 г. Российская Федерация является нетто-импортером химической продукции. Дисбаланс в сторону увеличения импорта продуктов глубокой переработки нарастает.

Сегодня Россия обеспечивает себя базовыми полимерами лишь на 50 %. Половина объема импортируется. При этом значительные объемы полимеров, производимые внутри страны, отправляются на экспорт, что стало результатом серьезных упущений в таможенной политике: при дефиците внутреннего рынка полимеров действуют нулевые таможенные пошлины на экспорт и высокие таможенные пошлины (10-15 %) на импорт, что приводит к стагнации внутреннего рынка переработки, разрушает базу мощностей по переработке пластмасс, мотивирующую развитие отечественного производства полимеров на обозримую перспективу.
Россия импортирует примитивные изделия из пластмасс из Китая, Турции, Кореи, стран Восточной Европы.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других секторах нефтегазохимии, чья работа зависит от регламентов таможенного ведомства.

Предложения
5.1. Внести в Правительство РФ инициативу о пересмотре таможенных тарифов по базовым полимерам, отмены пошлины на импорт полимеров и полимерных композиций вплоть до насыщения внутреннего рынка, а также проанализировать прочие рынки полупродуктов, оценить направления товарных потоков, ликвидировать дисбаланс, пагубно влияющий на создание добавленной стоимости внутри страны.
5.2. Предложить Правительству РФ разработать программу развития отрасли инженерных пластиков для машиностроения, кабельной отрасли и авиастроения.

6. Недостаточное применение налоговых льгот в целях поддержки инноваций.
Готовые к использованию отечественные разработки не внедряются на промышленных предприятиях, в частности, потому, что затраты на внедрение не признаются налоговым ведомством как производственные, и предприятия вынуждены финансировать исследования, НИОКР из чистой прибыли. Это снижает привлекательность инновационной деятельности, как для малых, так и для крупных предприятий.

За рубежом ключевую роль в поддержке инноваций играют особые формы налогообложения затрат на НИОКР. В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек на НИОКР и инвестиций в соответствующее оборудование.
В западных странах срок амортизации химического оборудования равняется 5-7 годам. В России этот срок составляет от 10 до 20 лет, что негативно влияет на внедрение современных процессов в химической промышленности.

Предложения
6.1. Внести на рассмотрение Правительства РФ предложение об уменьшении срока амортизации нового химического оборудования до 5-7 лет.
6.2. Предложить Правительству РФ внести поправки в налоговое законодательство, позволяющие: включать затраты на НИОКР в себестоимость продукции, вычитать затраты на НИОКР из задолженности фирмы по налогам, списывать научное оборудование по ускоренным нормам амортизации.
6.3. Внести на рассмотрение Правительства РФ инициативу, предусматривающую вычитать из налога на прибыль до 20 % капиталовложений за инвестирование в оборудование, использующее энергосберегающие технологии, очистные сооружения или малоотходные решения.

7. Отсутствие современных стандартов в области проектирования производств.
Непринятие международных стандартов в области проектирования производств приводит к сохранению устаревших регламентов, снижающих эффективность производства и повышающих их энергоемкость. Одновременно действуют взаимоисключающие нормы и требования проектирования, что создает мощную коррупционную базу в области контроля деятельности предприятий.

Предложения
7.1. С целью скорейшей модификации устаревшей системы проектирования при строительстве предприятий предлагается создать постоянно действующую комиссию при Правительстве РФ в составе представителей международных проектных и управляющих компаний, действующих на российском рынке. Комплексно рассмотреть и принять их предложения, направленные на согласование российской системы стандартов с зарубежной практикой, прежде всего — принятой в Европейском Союзе.

8. Отсутствие обязательных стандартов потребления на высокотехнологичную продукцию и мер «принуждения к развитию».
В отраслях-потребителях полимерной и другой высокотехнологической продукции: ЖКХ, строительство дорог и трубопроводов — в России применяются менее эффективные и более дорогие материалы, что стало следствием непринятия норм, принуждающих к потреблению новых материалов. Так, при сроке службы полимерных труб в 10 раз дольше стальных, меньшей стоимости и большей экологичности — в России продолжают для целей водоснабжения и водоотведения преимущественно укладываться трубы из чугуна и стали, что противоречит мировой практике.

Одновременно — внутреннее среднедушевое потребление изделий из полимеров в России в 5-6 раз ниже среднеевропейского.

Предложения
8.1. С целью удвоения потребления полимеров в РФ и повышения качества жизни граждан предлагается адаптировать к российской специфике и принять на уровне обязательных технических регламентов европейские стандарты DIN EN в области потребления полимерных дорожных одежд, полимерных труб, современных изоляционных материалов.

9. Непрозрачное ценообразование по отдельным видам продуктов, производства которых монополизированы.
Монопольное завышение цены при производстве почти всех видов полупродуктов, рынки которых управляются одной компанией, приводит к снижению конкурентоспособности российской продукции по всей длине цепочки, а в некоторых случаях приводит к остановке производств, чему содействуют длительные (до 2-х лет) рассмотрения жалоб предприятий в Федеральной антимонопольной службе.

Предложения
9.1. Рекомендовать ФАС РФ установить минимальные сроки рассмотрения жалоб химических предприятий, вести работы по определению мировых цен на аналогичные продукты.
9.2. Понимая сложность системы ценообразования по некоторым видам химического сырья и продукции, рассмотреть возможность создания совета при правительстве Российской Федерации для разрешения возникающих противоречий.

10. Отсутствие координации на рынке производства и потребления химических продуктов, входящих в цепочку переработки.
Планом развития газо- и нефтехимии до 2030 года запланирован трехкратный рост производства мономеров и всех последующих сегментов рынка химической продукции. Компаниями представлены «концевые проекты», призванные поглотить предложенные объемы этилена и пропилена. Однако не указаны и не исследованы источники сырья для производства мономеров. Сроки запуска сырьевых и перерабатывающих проектов не соотнесены, что ставит под угрозу планирование и своевременный запуск проектов, инициированных частными компаниями.

Предложения
10.1. Органам федеральной и региональной исполнительной власти, крупным игрокам регионального рынка систематизировать источники сырья по объему, доступности, рискам, срокам ввода; осуществить жесткое планирование и соотнести сроки запуска добывающих, перерабатывающих, транспортных мощностей по сырью со сроками запуска «концевых» нефтегазохимических проектов.

11. Низкое качество подготовки кадров для предприятий химической промышленности и недостаточное количество молодых специалистов.
Наблюдается тенденция общего снижения уровня, отсутствие минимальных знаний населения по важнейшим естественно-научным дисциплинам, в частности химии.

В то же время, преподавание в средней школе, в технических и технологических университетах основ фундаментальных естественных наук (химия, физика, биология и математика) и основ инженерно-технических наук (теоретические основы технологии производства; теоретические основы проектирования и конструирования; организация и управление наукоемкими разработками; организация коммерциализации технологий; охрана окружающей среды от загрязнений и др.) должны представлять предмет особой заботы руководителей государства для успешной реализации провозглашенных стратегических принципов модернизации и устойчивого развития инновационной экономики.

Предложения
11.1. Рекомендовать Комитету по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ и Комитету по образованию Госдумы РФ совместно с Российским союзом предпринимателей и производителей, Российским союзом химиков и Торгово-промышленной палатой РФ разработать проекты экономических и правовых механизмов участия Государственных корпораций и частных предпринимателей в финансировании подготовки специалистов для отраслей, определяющих конкурентоспособность и экономическую безопасность промышленности, через систему государственно-частного партнерства (финансирования целевой подготовки специалистов для предприятий; программно-целевого обучения студентов по направлениям инновационных технологий; оснащения современным лабораторным оборудованием; организации производственной и дипломной практики; организация предметных олимпиад для школьников и студентов).
11.2. Предложить Минобрнауки РФ и Минтруда РФ срочно включить в классификаторы профессий и типовые должностные инструкции по отраслям в квалификационные требования по уровню образования работника — учебной (академической) степени «бакалавр».
11.3. Информировать Минобрнауки РФ о необходимости совершенствования подготовки специалистов по организации и управлению промышленным производством, по прикладной экономике производств и предприятий в технических и технологических университетах соответствующих отраслей экономики, не включая эти направления обучения в список непрофильных для технических и технологических университетов.
11.4. Обратить внимание руководителей комитета по науке Госдумы РФ, комитета по образованию Госдумы РФ и руководства Минобрнауки РФ на недопустимость сокращения в государственных образовательных стандартах количества выделяемых часов на преподавание химии в средней школе.

Most from this category