Арктика — Возможные экологические проблемы

Фев 26, 2014
5 1234

arktika_dobicha_neftiАрктика — освоение нефтегазовых месторождений технически более сложная задача, чем для любого другого района. Тем не менее развитие добывающих технологий, сохранение высоких цен на нефть и таяние льда в последние годы (что должно облегчать бурение) делают добычу углеводородов весьма перспективной.

Так, Норвегия активно добывает нефть на шельфах Норвежского и Северного морей. Береговая служба Норвегии ведет круглосуточное наблюдение аварийности при добыче и транспортировке нефти у своих берегов и отслеживает 500–600 случаев аварийных нефтяных разливов в год, которые незначительны по своим объемам и быстро ликвидируются.

Россия также обладает достаточным опытом освоения месторождений в ледовых условиях (Арктика). Поэтому непонятна озабоченность иностранных организаций строительством платформы «Приразломная» в Баренцевом море.

Центр работ нефтегазового комплекса все дальше перемещается в море и вскоре в Арктику. Начальные извлекаемые запасы нефти и газа континентального шельфа в пересчете на нефть сейчас оцениваются в диапазоне от 90 до 100 млрд т, что соответствует 20–25% общемировых запасов углеводородов. Морские перевозки нефтепродуктов стремительно растут. Увеличение масштабов добычи нефти, интенсификация перевозок нефти и нефтепродуктов, строительство и эксплуатация новых транспортных коридоров ведут к повышению опасности аварийных ситуаций. Поэтому в районе месторождений осуществляется много дисциплинарный мониторинг всевозможных факторов (рисков).

В настоящее время в России наиболее масштабная добыча нефти осуществляется в Охотском море на шельфе Сахалина. Здесь открыто и разведано 10 крупных нефтегазовых месторождений с общими извлекаемыми запасами углеводородного сырья 5 млрд т условного топлива. Сахалинские проекты предусматривают круглогодичное использование стационарных платформ ледового типа на северо-восточном шельфе Сахалина, а также использование крупнотоннажных танкеров, строительство нефтяных терминалов, завода по сжижению природного газа и других объектов, систему наземных и подводных нефтепроводов.

Проведение мониторинга на шельфе Сахалина не обнаружило нефтяных загрязнений в акватории нефтяных вышек. Необходимо отметить, что аварийные потери нефти при ее добыче на месторождениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» отличались наиболее низкими из известных в мировой практике объемами потерь нефтепродуктов. Аварийные поступления при операциях с платформы «Молипак» составили всего 3х10-6% от объема добычи. Это на порядок ниже аналогичного среднего показателя по материалам мировой статистики.

dobicha_nefti_v_arktike.

При эксплуатации месторождений в настоящее время применяют нулевой цикл, то есть все отходы свозят с платформы на берег. В частности, проводимый много дисциплинарный мониторинг показал, что в районе Кравцовского месторождения вблизи заповедной Куршской косы в Балтийском море в последние годы ситуация, связанная с нефтяным загрязнением, не только не ухудшилась, а, наоборот, улучшилась. Это является следствием усиленного контроля различных организаций балтийских стран за экологическим состоянием района нефтедобычи. За весь период наблюдения ни одного пятна вблизи нефтяной ледостойкой платформы Д-6 и трассы подводного трубопровода обнаружено не было.

Основные источники загрязнений остаются прежними – несанкционированный сброс судами нефтепродуктов, вынос загрязненных вод реками и из Калининградского обводного канала. Сброс с судов традиционно осуществляется на якорной стоянке в районе Балтийска, на основных судоходных трассах вдоль острова Готланд, севернее Гданьского залива и на подходах к крупным портам: Клайпеда, Лиепая, Вентспилс и Гданьск.

razliv_nefteproduktov_v_more