Как конкретные детали и механизмы снижают цены на нефть

Весной 2016 года компания Statoil объявила об использовании однотипных конструкций и оборудования для бурения трех скважин по цене одной.

Несмотря на суровые технические условия бурения на месторождении Snorre в Норвежском море, стандартные трубы и обсадные колонны, использованные компанией для этого проекта, могут раскрыть секрет современного рынка энергоресурсов: почему все продолжают бурить, несмотря на столь сильное падение цен?

Нефтяные компании планируют снизить свои расходы на $1 трлн с 2015 по 2020 годы, сокращая персонал, откладывая проекты и оказывая давление на подрядчиков. Но при этом они продолжают давать добро на бурение новых скважин на территориях от Норвежского моря до Бразилии и от Уганды до Мексиканского залива. А значит, нефти будет больше, рынок снова будет перенасыщен, а цены продолжат падать.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=o7Sa-G4PwTc[/embedyt]

Из-за этого крупнейшие мировые добывающие компании пребывают в смятении, ведь они ожидали, что из-за снижения цен сократится и добыча во всем мире. Во многом они возлагали вину за ее стабильность на американские сланцевые компании, а также на усилия других компаний по сохранению доли рынка. Но Snorre и другие подобные проекты доказали, что причиной всему может быть другой – гораздо более банальный фактор.

Для того чтобы в срочном порядке сократить свои расходы, нефтяным компаниям необходимо стандартизировать компоненты и детали, используемые при бурении. Это решение помогает делать убыточные скважины прибыльными, сохранять экономические показатели и продолжить добычу, несмотря на цены на нефть, которые за последние три года сократились более чем вдвое.

«Возникает вопрос, как при таком кардинальном сокращении расходов в области разведки и добычи продолжают расти объемы продукции многих стран, не входящих в ОПЕК? При этом расходы на будущие проекты снижаются, – писали в начале 2016 года аналитики JBC Energy GmbH. – Одна из ключевых тем в этой связи – стандартизация отрасли».

Обсуждая перспективу заморозки добычи со стороны ОПЕК, которая уже нарастила ее, чтобы отхватить себе долю рынка и вытеснить с него новичков в виде сланцевых компаний, нефтетрейдеры почти не уделяют внимание тем совместным усилиям, которые уже предпринимаются в отрасли.

В начале этого года главы нескольких мировых нефтяных гигантов, включая Saudi Aramco, BP, Repsol и Statoil, обсудили в закрытом режиме намерение снизить затраты путем стандартизации оборудования, используемого для разведки и добычи. Другие совместные проекты уже ведутся полным ходом, предполагая стандартизацию всего оборудования: от фонтанной арматуры до электрических лампочек. А инженерно-технические контракты теперь будут заключаться на стандартизированное обслуживание.

Ситуация разительно отличается от эйфории середины 2000-х, когда цена на нефть могла превышать $145 за баррель. В те времена первые попытки стандартизации были нацелены на то, чтобы сократить время реализации заказа и тем самым компенсировать нехватку инженеров и других профессионалов в энергетическом секторе.

«Все стремились поскорее продать углеводороды. И если что-то не работало, то туда просто вкладывали побольше денег, – утверждает Род Кристи (Rod Christie), президент и генеральный директор подразделения турбомашинного оборудования компании GE Oil & Gas. – Сегодня это не приемлемо. Все должно работать более эффективно».

Теперь на передний план снова выходит время реализации заказов и финансовые затраты – но уже совсем по другим причинам. При падении цены на нефть до $26,21 в феврале и при текущей цене в районе $45 за баррель крайне важно получать максимум сырья при минимальных затратах времени и ресурсов.

«В этом бизнесе время – деньги, – говорит Кристин Нергаард Берг (Kristin Nergaard Berg) менеджер общих отраслевых проектов по стандартизации подводных технологий в DNVL Gas AS. – И чем раньше начнется добыча, тем ниже будет стоимость проекта».

Это не идет ни в какое сравнение с тем, как велись проекты раньше, когда бурильщики часто позволяли себе заказывать уникальную дорогостоящую арматуру, сделанную на заказ для отдельно взятых скважин.

Заказывая стандартизированные детали, компании могут создавать резерв компонентов и оперативно подписывать контракты, наращивая добычу быстрее и дешевле. Аналогичным образом в свое время была введена стандартная ширина колеи железной дороги, из-за которой началось стремительное развитие железнодорожного транспорта.

По оценке г-жи Нергаард Берг, стандартизация только подводных штамповочных заготовок привела к тому, что время реализации проектов сократилось на 30 %. Род Кристи из GE Oil & Gas также признает, что стандартизация может снизить себестоимость бурения в среднем на 30 %.

По информации норвежской компании Stavanger, стоимость трех скважин компании Statoil, пробуренных с платформы Snorre B, составила около 170 млн крон ($21 млн) по сравнению с 490 млн крон ($60 млн) за предыдущие проекты. Это означает, что нефть с этой платформы стоит в среднем по $10 за баррель.

Компания BP более чем в 2 раза сократила издержки на месторождении Mad Dog, расположенном примерно в 100 милях (160 км) к югу от Нового Орлеана. Несмотря на то, что компания извлекает выгоду из значительного снижения стоимости буровых услуг и товаров, например, стальных конструкций, «львиная доля средств экономится благодаря упрощению и стандартизации», утверждают аналитики Goldman Sachs Group в исследовании, опубликованном в сентябре.

«Учитывая фактор колебания иностранной валюты, мы надеемся, что большинство проектов смогут конкурировать по стоимости со сланцевыми проектами США, – сообщают аналитики во главе с Генри Тарром (Henry Tarr). – С учетом нового снижения себестоимости, наиболее рентабельными будут глубоководные работы».

Аналитики Goldman полагают, что активное внедрение стандартизации вызовет новую волну снижения себестоимости добычи. Это помогает сохранять низкие издержки при высокой производительности, а цены на нефть снижаются из-за устойчивой затоваренности рынка.

«Мы предполагаем, что большинство проектов смогут конкурировать по стоимости со сланцевыми проектами США», – говорят аналитики Goldman. А больше всех от стандартизации выиграет глубоководное бурение.

По оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd., нефтяные гиганты намерены существенно снизить издержки, сократив свои затраты на $1 трлн в период с 2015 по 2020 годы.

«Нефтяную отрасль часто критикуют за то, что она отстает от других в плане применения доступных технологий, – говорят аналитики JBC. – Данная ситуация начинает меняться».

Перевод с источника.