Эмират Кувейт собирается привлекать внешние займы

Июл 04, 2016
0 779
Эмират Кувейт собирается привлечь до 9,9 млрд долларов на международных долговых рынках, чтобы компенсировать дефицит бюджета, вызванный низкими ценами на нефть. Об этом сообщил глава кувейтского Минфина Анас ас-Салех, представляя проект бюджета на 2016/17 (текущий) финансовый год в парламенте.

Причем, как пишет газета The Kuwait Times, Национальная ассамблея страны утвердила проект бюджета подавляющим большинством голосов. Дефицит в 2016/17 финансовом году, начавшемся 1 апреля, увеличится по сравнению с прошлым годом на 57% с лишним — с 5,5 до 8,66 млрд кувейтских динаров (почти 28,7 млрд долларов). Отметим, что превышение расходов над доходами казны эмирата в 2015/16-м было зафиксировано впервые за 17 лет, то есть с конца прошлого века.

Помимо больших внешних займов, Кувейт для покрытия дефицита также намерен привлечь порядка 2 млрд динаров за счет размещения облигаций на внутреннем рынке.

В утвержденный вариант бюджета заложена среднегодовая цена кувейтской нефти на уровне 35 долларов за баррель, что ниже прошлогодних 45 долларов за баррель, но значительно выше изначального варианта на текущий финансовый год — 25 долларов за баррель. При этом доля главного ресурса страны в доходах ее казны снизится до 86% с традиционных для Кувейта 95%.

В этом году из-за низких цен на нефть почти все ближневосточные страны вынуждены прибегать к масштабным выпускам облигаций для покрытия дефицита госбюджета. Так, Катар в мае продал бумаги на 9 млрд долларов. Саудовская Аравия еще в начале 2016 года объявила, что возьмет кредит на 10 млрд долларов от консорциума международных банков, включая Bank of Tokyo Mitsubishi, HSBC и JPMorgan, а после этого может выпустить суверенные евробонды на мировой рынок. А столичный эмират ОАЭ Абу-Даби, который располагает примерно 6% мировых запасов нефти, в апреле впервые за последние семь лет инициировал продажу облигаций в попытке залатать в бюджете дыру.

Кувейт – история нефтедобычи

Кувейт – государство (эмират) в юго-западной Азии, основанное в XVIII веке группой кланов бедуинского племени Аназа, переселившейся к берегу Персидского залива из Неджда (предшественник Саудовской Аравии) и Катарского полуострова. Государственное устройство по принятой в 1962 году конституции – конституционная монархия. Глава государства – эмир.

Кувейт разделен на 6 провинций: Эль-Ахмади, Эль-Фарвания, Эль-Асима, Эль-Джахра, Хавалли, Мубарак аль-Кабир, которые в свою очередь делятся на районы. Основные города : Кувейт, Джахра, Хавалли, Сальмийя, Фахахиль.

Население — около 2,8 млн человек (оценка на июль 2010 года). Из них коренные жители — арабы-кувейтцы, какими считаются только те лица, которые смогут доказать свои кувейтские генеалогические корни с 1920 года, составляют лишь 45 %. Остальные жители страны являются выходцами из других арабских стран (35 %),Пакистана и Индии (9%), Ирана (4%), из других стран (7 %), проживающими в стране, но не имеющими местного гражданства.

Расположен на северо-востоке Аравийского полуострова и на островах Персидского залива – Бубиян, Файлака, Варба, Куббар, Кару, Умм-эль-Марадим.

Граничит с Ираком на севере и западе, с Саудовской Аравией – на юге. С востока омывается Персидским заливом. Столица – город Эль-Кувейт.

По собственной оценке Кувейта, он обладает крупными запасами нефти — около 102 миллиардов баррелей (включая нефть Нейтральной Зоны), то есть 9 % мировых запасов нефти. Нефть даёт Кувейту около 50 % ВВП, 95 % доходов от экспорта и 95 % доходной части государственного бюджета.

Общие сведения

Так как Кувейт является одним из ведущих государств — производителей нефти в мире, его экономика очень сильно зависима от цен на нефть. В связи с ростом цен на мировом рынке нефти с конца 1999 года на Кувейт обрушился «золотой дождь благоденствия». В 2000 году страной была получена рекордная торговая прибыль. В 1999/2000 и 2000/2001 финансовых годах был достигнут значительный прирост бюджета примерно $5-$6 миллиардов. Принимая в расчетах цену на нефть в $15 за баррель, в 2001/2002 финансовом году Кувейт прогнозировал дефицит бюджета около $6 миллиардов. Однако вместо этого при сложившихся ценах на нефть в среднем значительно выше заложенного уровня, в течение 2001/2002 бюджетного года Кувейт предположительно получил «скромный» бюджетный прирост около $1.5 миллиардов. На 2002/2003 финансовый год правительство заложило цену на нефть в $15 за баррель и намеривалось увеличить расходы. Если бы ситуация развивалась согласно этому сценарию, Кувейт испытал бы дефицит бюджета. Однако, с конца августа 2002 цены на нефть превышают $15 за баррель. Реальный рост ВВП Кувейта в 2001 году составил приблизительно 3.7%, а за 2002 году предполагаемый рост 2.5%.

Кувейт стремится диверсифицировать свою экономику таким образом, чтобы она не определялась нефтяным сектором и государственными субсидиями. В настоящее время доходы от продажи нефти составляют примерно 95% общих поступлений от экспорта и 50% ВВП. Кувейт отчисляет около 10% своих нефтяных доходов в «Фонд будущих поколений» — на тот случай, если поток нефтедолларов иссякнет. Так в 2000 году активы фонда оценивались в примерно 50 миллиардов долларов.

В стране, где сейчас 65% населения моложе 25 лет, а около 90% населения, занятого в частном секторе, не являются гражданами Кувейта, основной задачей правительства на данном этапе является создание рабочих мест для молодого поколения. Кувейт надеется привлечь дополнительные иностранные инвестиции, и уже начал осуществлять программу приватизации государственной собственности (кроме нефтяного сектора) с целью сокращения государственных субсидий в экономику.

В марте 2001 года Национальная ассамблея Кувейта приняла «Закон о прямых иностранных инвестициях», который был нацелен на привлечение в промышленность иностранных инвестиций.

Среди прочего, закон снизил требования, предъявляемые к деятельности иностранных банков, гарантировал долгосрочную защиту собственности иностранных инвесторов от национализации или конфискации, и отменил требование к иностранным компаниям о необходимости иметь кувейтского спонсора или партнера.

Конституция Кувейта запрещает иностранцам на праве частной собственности владеть нефтяными ресурсами, но, тем не менее, кувейтское правительство рассматривает варианты, позволяющие иностранцам инвестировать средства в нефтедобычу на условиях получения платы за добытый баррель, а не по традиционной схеме соглашения о разделе продукции (СРП). Эта идея вызывает серьезные разногласия в правящих кругах и пока что инициатива правительства не находит понимания у оппозиции в парламенте Кувейта.

Внешняя политика Кувейта по-прежнему сфокусирована на проблемах региональной безопасности. С самого начала операции «Буря в Пустыне» с 1991 года Кувейт активно поддерживает военное сотрудничество с Западом. В октябре 1994 года Соединенные Штаты, Великобритания и другие страны пришли на помощь Кувейту после того, как Ирак сконцентрировал 70-тысячную армию и тяжелую технику на кувейтской границе. В ноябре 1994 года Ирак официально признал суверенитет Кувейта, его территориальную целостность и политическую независимость, а также границы, определенные Организацией Объединенных Наций (ООН).

Основные месторождения и их запасы

Доказанные запасы нефти Кувейта оцениваются в 96.5 миллиардов баррелей, что составляет более 9% всех мировых нефтяных ресурсов. Запасы Нейтральной Зоны, которую Кувейт делит с Саудовской Аравией, оцениваются в 5 миллиардов баррелей, половина которых принадлежит Кувейту. Большая часть запасов нефти Кувейта (70 миллиардов баррелей) находится в районе Грэйт Бурган, в который входят нефтяные структуры — Бурган, Магва и Ахмади. Грэйт Бурган является вторым по величине в мире месторождением после месторождения Гавар в Саудовской Аравии, и нефть здесь добывается с 1938 года. Запасы таких крупных месторождений Кувейта, как Родхатейн, Сабрия и Минагиш оцениваются в 6 миллиардов, 3.8 миллиардов и 2 миллиарда баррелей нефти соответственно. Разработка всех этих месторождениях осуществляется с 1950-ых годов. Запасы месторождения Южная Магва, разведанного в 1984 году, по оценкам специалистов составляют по крайней мере 25 миллиардов баррелей легкой сырой нефти.

Другое Кувейтское месторождение — Ратка — ранее являлось предметом спора. Одни считали, что Ратка — это изолированное месторождение, в действительности оно является южным продолжением супергигантского месторождения Румейла в Ираке. За несколько недель до вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года, Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из месторождения Румейла на миллиарды долларов, и отказался вести переговоры как о совместной разработке месторождений Ратка и Южной Румейла, так и о разработке по принципу соглашения о разделе продукции (СРП). После войны в Заливе в 1991 году группа наблюдателей Организации Объединенных Наций (ООН) установила границы между Ираком и Кувейтом. При этом было оставлено 11 имеющихся на Ратке скважин в пределах Кувейтской территории. Несмотря на это, в сентябре 2000 Ирак возобновил обвинения против Кувейта о «краже» нефти. Ирак утверждал, что Кувейт использовал горизонтальное бурение в пограничной области, что привело к потере Ираком до $3 миллиардов нефтяных долларов в год. Кувейт обвинения отверг.

Текущая добыча нефти

Большая часть кувейтской нефти добывается на месторождении Грэйта Бурган, из нефтяных структур которого — Бурган, Магва и Ахмади — добывают около 1,35 миллионов баррелей в день. На других крупных месторождениях Кувейта, таких как северные Родхатейн и Сабирьях, Минагиш и Умм-Гудаир, и на месторождениях в Нейтральной Зоне (в доле Кувейта) добыча нефти составляет 600 000 мб/д, 150 000 мб/д и 150 000 мб/д соответственно.

В конце февраля 2002 года Министр нефтяной промышленности Аль-Субаих подал в отставку, взяв на себя ответственность за инцидент, а также в знак протеста против сокращения вложений и политического вмешательства в кувейтскую нефтедобывающую промышленность. Некоторые аналитики считают причиной аварий плохое техническое обслуживание, неудовлетворительную техническую экспертизу, недостаточный уровень квалификации и низкий заработок иностранных рабочих.

Кроме того, многие объекты кувейтской инфраструктуры были разрушены в период вторжения Ирака в Кувейт в 1990/1991 годах и не были полностью восстановлены. В июне 2002 года произошел другой инцидент, — образовалось огромное пятно топливной нефти на месте разрыва трубопровода на нефтеперерабатывающем заводе Аль-Ахмади. А в апреле 2002 года взрыв, прогремевший на заводе по производству аммиака, принадлежащем государственной компании «Петрокемикал Индастри Ко», нанес увечья шестерым рабочим. Во избежание подобных несчастных случаев правительство Кувейта прилагает значительные усилия по привлечению иностранных нефтяных компаний для работы по контрактам «по техническому обслуживанию».

Строительство новых товарных парков — главная стратегическая линия программы расширения производственных мощностей Кувейта. До Иракского вторжения в 1990 году у Кувейта было 26 товарных парков общей емкостью 4 миллиона б/д. Все они были либо повреждены, либо разрушены в течение войны.

К 1993 году 18 из них были восстановлены. В январе 1996 года Кувейтская Нефтяная Корпорация подписала с китайской компанией «China Petroleum Engineering Construction Corporation» контракт общей стоимостью 390 миллионов долларов на строительство двух новых товарных парков, что явилось важным шагом Кувейта по пути увеличения добычи нефти. «China Petroleum Engineering Construсtion Corporation» и Кувейтская нефтяная компания (КНК) построили на месторождениях Умм-Гудаир и Минагиш товарные парки GC-27 и GC-28.

Эта работа была закончена на три года позже намеченного срока (в начале 2001 года) в основном из-за задержек при строительстве. Пропускная способность товарного парка на Умм-Гудаире 190 000 мб/д, а на Манагише около 210 000 мб/д. Эти два сооружения — часть плана правительства Кувейта по увеличению добычи нефти на западе страны со 120 000 мб/д до 500 000 мб/д.

По итогам 2011 года добыча нефти в Кувейте (с учетом доли страны в добыче на территории Нейтральной зоны) составила 132,4 млн т (+15,0% к 2010 году).

Добыча нефти осуществляется дочерними компаниями KPC. Kuwait Oil Company (KOC) обеспечивает основную часть добычи. Kuwait Gulf Oil Company ведет разработку месторождений в Нейтральной зоне. Добычные мощности Кувейта в сентябре 2012 года составляли 141 млн т в год, а к 2020 году и планируется нарастить до 200 млн т в год.

С начала января 2002 года квота добычи Кувейтом сырой нефти была установлена на уровне 1.741 млн б/д. В течение первых пяти месяцев 2002 года Кувейт добывал около 1.85 млн б/д сырой нефти. В настоящее время эта цифра составляет примерно 2.7 млн. б/д.

Экспорт нефти

Кувейт экспортирует большую часть добываемой нефти в страны Азии, главным образом в Японию, а также на нефтеперерабатывающие заводы на юге и юго-востоке Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Tайвань, Таиланд, и т.д.). Оставшаяся нефть идет в Европу и Соединенные Штаты. Максимальный объем поставок в Европу и Соединенные Штаты был достигнут в 1993 году и оценивался в 353 000 мб/д (4.1% всего американского нефтяного импорта).

В 2011 году Кувейтом было экспортировано 90,4 млн т нефти (+27,0% к 2010 году). Экспортируемая смесь нефтей «кувейтская экспортная» имеет плотность 31,4° API и содержание серы – 2,5%.

В 2011 году 83% нефти из Кувейта было экспортировано в АТР. Поставки нефти также осуществлялись в страны Северной Америки (11%), Европы (4%) и Африки (2%).

Основной экспортный нефтяной терминал Кувейта – Мина-эль-Ахмади. Поставки также осуществляются с терминалов Мина-Абдулла, Мина-Сауд (Аль-Зур) и Мина-эш-Шуайба.

Экспорт кувейтской нефти производится в основном по срочным контрактам, формула цены которых привязана к ценам на нефть сорта Arabian Medium (при поставках в Европу и Северную Америку) и сортов Dubai и Oman (при поставках в страны АТР).

Кроме того, запланировано строительство нового терминала на острове Бабийян для того, чтобы обеспечить отгрузку нефти из северного и западного Кувейта, где объемы добычи планируется увеличить в соответствии с «Проектом Кувейт» (см. ниже).

Переработка нефти

Нефтеперерабатывающие мощности Кувейта были сильно разрушены во время иракского вторжения и оккупации в 1990-91 годах. Довоенные мощности нефтепереработки составляли 820000 б/д. После завершения военных действий к началу 1992 года они сократились до 200000 б/д. Кувейтская программа восстановления мощностей общей стоимостью $400-миллионов была выполнена в середине 1994 года. В настоящее время пропускная способность трех местных нефтеперерабатывающих заводов составляет около 773300 б/д, что на 100000 б/д меньше обычного из-за аварии на заводе Мина Аль-Ахмади — самом большом нефтеперабатывающем заводе Кувейта мощностью 435000-465000 б/д. Другие крупные нефтеперерабатывающие заводы — это Мина Абдуллах (247000 б/д) и Аль-Шуайба (190000 б/д). Основная часть выработанных нефтепродуктов идет на экспорт.

25 июня 2000 года на нефтеперерабатывающем заводе в Мина Аль-Ахмади, принадлежащем филиалу Кувейтской Нефтяной Компании — Кувейтской Национальной Нефтяной Компании (KННК), произошел взрыв и возник пожар, существенно разрушив две из трех установок по перегонке сырой нефти.

При этом погибло шесть рабочих. Завод был временно остановлен. На восстановительные работы потребовалось около $400 миллионов. В декабре 2000 года правительство Кувейта одобрило подписание контракта с корпорациями «Fluor» и «Sunkyong» на восстановление Мина Аль-Ахмади. Уже в июле 2002 года на Мина Аль-Ахмади перерабатывалось около 300000 б/д.

Нефтехимическе производство

Кувейтские официальные лица проявили интерес к ускорению темпов развития сравнительно небольшого сектора Кувейтской экономики — нефтехимического.

Результатом развития этого сектора станет: стабильность доходов страны в период низких цен на сырую нефть и увеличение доходов при соблюдении ограничений квоты ОПЕК на добычу сырой нефти. Исторически сложилось что, кувейтская «Petrochemical Industries Company» (PIC) производила, главным образом, дешевую продукцию типа мочевины, аммиака и других удобрений на экспорт. Теперь PIC начинает выпускать на рынок более ценную продукцию.

По сообщениям Агентства новостей Кувейта PIC может увеличить производство полипропилена на своем заводе на 20% — до 120000 тонн в год, если рыночная цена полипропилена будет продолжать расти. Основные рынки сбыта продукции PIC это Иордания, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко, Китай Гонконг, далее следуют Индия, Пакистан и страны Восточной Африки.

Создание совместного предприятия «Equate» с участием PIC и «Union Carbide» — крупнейший нефтехимический проект страны. Индустриальный комплекс в Шуайба стоимостью $2 миллиарда был введен в эксплуатацию в 1997 году. В его состав входят: крекинг-установка по выпуску этилена, производительностью 650000 тонн в год, две установки по производству 450000 тонн в год этилен гликоля.

Продукция комплекса идет главным образом на рынки Европы и Азии. PIC и «Union Carbide» принадлежит по 45% акций в проекте, остальное принадлежит «Boubyan Petrochemical Company». В июне 2000 года комплекс временно останавливался из-за отсутствия поставок этанового сырья с нефтеперерабатывающего завода Мина Аль-Ахмади. В апреле 2001 года PIC одобрил $1.5 миллиардный план строительства комплекса «EquateII», который был бы вторым по величине нефтехимическим комплексом Кувейта и производил бы олефиновые продукты (этилен, полиэтилен, этиленгликоль).

Планы по увеличению добычи нефти

Хотя Кувейт сейчас добывает нефти значительно меньше своих возможностей из-за сокращения квоты ОПЕК в 2001 и 2002 годах, он продолжает разрабатывать стратегию по наращиванию своих добывных мощностей. Так, Кувейт надеется увеличить добычу нефти с существующих 2.7 млн б/д до 4 млн б/д. В соответствии с планом известным как «Проект Кувейт» (см. подробности ниже), Кувейт рассматривает вопрос о разрешении иностранным нефтяным компаниям вкладывать средства в нефтедобычу. Это полностью изменило бы тот политический курс, который проводится страной уже более двух десятилетий.

Начиная с 1975 года страной проводится политика по ограничению участия иностранных нефтяных компаний в сервисной сфере нефтедобычи. За любые работы, выполненные по контрактам, иностранным компаниям платится фиксированная цена.

Конституция Кувейта запрещает иностранцам на правах частной собственности владеть природными ресурсами страны, но тем не менее правительство неоднократно давало понять, что оно полно желания найти способ привлечения иностранных нефтяных компаний в процесс увеличения добычи нефти без нарушения Конституции. Высший Нефтяной Совет, который контролирует нефтяной и газовый секторы Кувейта, в принципе одобрил иностранное участие еще в 1997 году.

Однако, широкое вовлечение иностранных нефтяных компаний в нефтедобывающую промышленность встречается в штыки оппозицией в парламенте Кувейта. В феврале 2000 года парламент принял резолюцию, призывающую правительство приостановить программу инностранных инвестиций до того момента, пока не будут полностью решены все юридические проблемы, связанные с участием иностранных компаний в нефтедобыче.

Структура соглашений, называемых «Договор на текущее обслуживание», которые правительство заключает с иностранными фирмами, в отличие от соглашений о разделе продукции, позволяет правительству сохранять в полной собственности все нефтяные ресурсы, осуществлять стратегическое управление предприятиями и контролировать уровень добычи нефти. Иностранные компании должны платить пошлину «за добытый баррель», производить отчисления на восстановление столицы и на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Все месторождения, которые правительство намеревается открыть для иностранных инвестиций в настоящее время разрабатываются либо на севере, либо на западе страны (Родхатейн, Сабирьях, Ратка, Бахра, Минагиш и Умм-Гудаир). В соответствии с новым планом самое большое месторождение Кувейта — Бурган, должно остаться закрытым для иностранных инвестиций.

«Проект Кувейт», стоимостью 7 миллиардов долларов и расчитанный на 25 лет, впервые был сформулирован в 1997 году Высшим Нефтяным Советом. Проект предусматривает использование инностранных инвестиций для роста добычи нефти в стране и компенсации снижения добычи на месторождении Бурган. В частности, Кувейт планирует увеличить добычу нефти на пяти северных месторождениях — Абдали, Бахра, Ратка, Родхатейн и Сабирьях — с ныне существующего уровня в 450 000 б/д до 900 000 б/д.

К настоящему времени работы по «Проекту Кувейт» продвинулись незначительно, в основном, из-за возражений парламентской оппозиции. По сообщениям, к участию в проекте допущены следующие компании: «BP», «Chevron Texaco», «Conoco», «Exxon Mobil», «Lasmo», «Shell» и «Total FinaElf».

Нейтральная зона

Нейтральная Зона занимает территорию в 6200 квадратных миль, разделенных поровну между Кувейтом и Саудовской Аравией в соответствии с соглашением 1992 года.

Запасы Нейтральной Зоны оцениваются в 5 миллиардов баррелей нефти и 1 триллион кубических футов попутного газа. Добыча нефти в Нейтральной Зоне, которая в настоящее время колеблется около 600000 б/д, делится поровну между Саудовской Аравией и Кувейтом. Основные месторождения в береговой части Нейтральной зоны — месторождения Хумма, Южный Фаварис, Южный Умм Гудаир и Вафра. Прибрежные области — это месторождения Хоут и Кафджи. Береговые месторождения Южный Фаварис, Южный Умм Гудаир и Вафра разрабатываются компаниями «ChevronTexaco» и Кувейтской нефтяной компанией (КНК), береговые же месторождения Кафджи и Хоут (оба месторождения связаны с самым большим прибрежным месторождением нефти в мире Сафаньях в Саудовской Аравии) — Аравийской нефтяной компанией (AНК). AНК принадлежат 40% Кувейтской доли, остальные 60% остаются KНК. В июле 2002 года Кувейт и Саудовская Аравия организовали совместное предприятие с равными долями в уставном капитале для поддержания и увеличения добычи нефти на месторождениях в прибрежной части Нейтральной Зоны.

AНК потеряла концессию в Саудовском секторе в феврале 2000 года, когда истек срок ее действия, и планирует отказаться от прав на бурение на месторождениях Хоут и Кафджи в январе 2003 года. В марте 2002 года была основана Кувейтская Нефтяная Компания Залива (KНКЗ), являющаяся филиалом КНК. Цель ее создания — разведка и добыча нефти на побережье Нейтральной Зоны после, того как АНК потеряет все свои права.

Разработка месторождений и нефтепереработка за рубежом

Хотя суммарные инвестиции Кувейта в разработку месторождений за рубежом значительно меньше, чем до вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году, тем не менее он вкладывает определенные средства в нефтедобывающую промышленность нескольких стран, используя Кувейтскую зарубежную компанию по добыче нефти (KUFPEC). KUFPEC ведет активные работы в Австралии, Индонезии, Тунисе и других странах.

Компании занимается в основном эксплуатацией небольших месторождений либо ведет бурение неглубоких скважин. Доходы KUFPEC в последние годы достигали $200 миллионов, составляя тем самым весьма незначительную часть доходов всего государственного нефтяного сектора Кувейта. Согласно годовому отчету компании за 2000 год, компания планирует увеличить свои добывающие мощности с текущих 35000 б/д до 100000 б/д к 2015 году.

В настоящее время нефтеперерабатывающие мощности KНК в Европе составляют около 250000 б/д, включая половину мощности завода Agip в Милаццо (что составляет 150000 б/д). Также КНК принадлежат нефтеперерабатывающие мощности объемом в 75 500 б/д в Ротердаме. Эти два нефтеперерабатывающих завода обеспечивают КНК основную долю переработки в Европе из общего объема в 320 000 б/д. В сентябре 1998 года KНК выкупила у «BP» 157 заправочных станций в Бельгии. Этот шаг позволил КНК завладеть 8% розничного рынка нефтепродуктов в Бельгии. Филиал KНК — Кувейтская Международная Нефтяная Компания (KМНК) располагает приблизительно 5500 заправочных станций под торговой маркой «Q8» в 10 странах Западной Европы и приблизительно двумя сотнями станций в Таиланде.

Наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейт остается одной из немногих стран — производителей нефти, обладающих огромным потенциалом наращивания добычи.

В 2011–2012 финансовом году профицит бюджета Кувейта достиг рекордных 47 млрд долларов, тогда как, согласно прогнозам, ожидался, напротив, дефицит порядка 21 млрд долларов. Виной тому — цены на нефть, которые составили 110 долларов за баррель вопреки ожидаемым 60 долларам за баррель. Аналитики отмечают, что бюджет эмирата профицитен 13-й раз подряд. От этих доходов бюджет получил за эти годы 250 млрд долларов.

Власти Кувейта стремятся возвратить своей стране статус ведущего финансово-экономического центра региона Персидского залива. Доказанные запасы нефти в этой стране оцениваются в 102 млрд баррелей, а это около 9% мировых запасов. Нефть дает Кувейту около 50% ВВП, составляет 95% доходов от экспорта и 95% доходной части госбюджета. Ежегодно в эмирате добывается около 100 млн тонн нефти и более 4,5 млрд кубометров природного газа. Официальный Эль-Кувейт придает важное значение вопросам дальнейшего развития нефтяного и газового секторов страны как основных составляющих кувейтской экономики.

Одно из первых мест в реализации планов развития нефтяной промышленности отводится «новой стратегии», подготовленной Кувейтской нефтяной корпорацией — холдингом кувейтских государственных компаний, работающих в нефтегазовой и нефтехимической отраслях, — и утвержденной правительством в сентябре 2004 года. Она рассчитана до 2020 года и ставит своей целью увеличение мощностей по добыче (до 4 млн баррелей в сутки) и переработке нефти (до 1,415 млн баррелей в сутки). Согласно принятой стратегии, планируется выделить до 2020 года более 40 млрд долларов США государственных средств, привлечь местные и иностранные частные инвестиции для осуществления ряда крупных проектов. Однако в последнее время все больше и больше в местных общественно-политических и экономических кругах говорят о нереальности выполнения в полном объеме поставленных в стратегии задач, особенно в части доведения добычи до 4 млн баррелей в сутки. Вокруг этого вопроса разгораются споры внутри местного нефтяного сообщества.

Иностранные и местные эксперты и ранее высказывали серьезные сомнения относительно возможности претворения в жизнь этих планов, даже несмотря на существенные капиталовложения. Новых месторождений в Кувейте нет, а имеющиеся в наличии за 50 лет эксплуатации лишь истощаются.

Сомнения усилились после недавнего обнародования перспективных планов Кувейтской нефтяной компании (КНК) — дочерней компании корпорации — до 2020 года увеличить объемы добычи на северных месторождениях с сохранением максимального уровня около 1 млн баррелей в сутки в период с 2012 по 2015 годы и с учетом того, что это не включает тяжелую нефть, которая по качеству ниже показателя API-20.

На крупнейшем в эмирате месторождении Большой Бурган, где объемы добычи за последние 30 лет упали на 15%, предполагается сохранить имеющийся сегодня уровень порядка 1,7 млн баррелей в сутки и попытаться не допустить существенного снижения объемов добычи к 2020 году (по прогнозу, 1,64 млн баррелей в сутки). Производство нефти на западных месторождениях достигло максимума в объеме около 500 тыс. баррелей в сутки к 2011 году, после чего началось снижение добычи.

Эксперты отмечают: все планы по увеличению производства основаны на вторичных технологиях добычи, предполагающих закачку в скважины воды или газа, использование подземных насосов и др. В некоторых случаях в основе проектов роста лежат технологии добычи третьей степени (EOR, Enhanced Oil Recovery), которые используются на последних этапах разработки месторождений, содержащих сырую нефть и природный газ. В настоящее время они используются на большинстве месторождений в Кувейте.

Согласно перспективным планам КНК, имеются несколько возможных сценариев производства на крупнейшем базовом месторождении Большой Бурган в будущем:

— Основной сценарий производства в основном опирается на использование технологий первичного истощения месторождений. Его время уже прошло.

— Сценарий развития основывается на первичном истощении с использованием производственных технологий по ремонту и профилактике скважин, бурению новых и проведению работ по повышению их производительности.

— Сценарий стратегического роста включает оба предыдущих (основной и развития), а также варианты, связанные с использованием вторичных технологий добычи.

Как считают местные эксперты, данный сценарий наиболее вероятен и близок к реальности, в случае если рекордные данные о запасах нефти в эмирате точны и верны, а также с учетом имеющейся необходимой производительной и ремонтной инфраструктуры.

— Последний сценарий — самый оптимистичный — включает также добычу тяжелой нефти. В этом случае к 2020 году снижение остановится на отметке 1,3 млн баррелей в сутки.

Однако эксперты считают, что самый реальный вариант объемов добычи на Большом Бургане — 1,2 млн баррелей в сутки.

Что касается северных месторождений, то здесь также имеются различные варианты. По наиболее вероятному, в 2012–2016 годах будут достигнуты пиковые объемы — около 850 тыс. баррелей в сутки, а к 2020 году они снизятся до 500 тыс. баррелей.

Подобная ситуация будет наблюдаться и на западных месторождениях. В 2012–2015 годах добыча составит 500 тыс. баррелей в сутки, а к 2020 году упадет до 250 тыс.

В Нейтральной зоне, как ожидают, к 2020 году кувейтская доля будет составлять 75 тыс. баррелей в сутки.

Исходя из вышесказанного, эксперты КНК приходят к выводу о том, что ошибочно строить перспективные планы развития отрасли «по наитию», основываясь на данных, полученных по устаревшим двухмерным сейсмическим технологиям определения запасов.