Основные направления обеспечения экологической безопасности при освоении топливных ресурсов континентального шельфа Баренцева моря

Авг 21, 2014
0 612

Как система,  экологическая безопасность может быть обеспечена комплексом мер, основанных на адекватном понимании, учете и прогнозе различных взаимосвязанных ее аспектов:

-эколого-географических – тип морского бассейна, удаленность и глубоководность районов добычи и транспорта, специфика пространственно временного распределения скоплений ценных биоресурсов, возможных пересечений потенциальных воздействий и местообитаний биоты, уровень фонового загрязнения моря и др.;

-гидрометеорологических (климатических) — изменчивость ветро-волновых условий, наличие или отсутствие сезонного ледяного покрова и айсбергов, диапазон температур и др.;

-ресурсных —  тип добываемого сырья (нефть, газ, газоконденсат), объем и сроки эксплуатации углеводородных запасов, география поставок и др.;

-технических —  уровень проектных технических решений, в том числе по контролю и блокированию экологически опасных ситуаций, наличие адекватных средств борьбы с аварийными разливами нефти и газоконденсата (боны, суда, модели, сорбенты др.), включая удаленные районы, условия полярной ночи, наличие ледяного покрова и повторяемость штормовых ситуаций;

-технологических — способ добычи сырья, подготовки его к транспорту (трубопроводы, танкеры, накопители), переработка (в море, на суше), утилизация отходов и др.;

-юридических — природоохранное законодательство, нормативная база, система экологического контроля и др.;

-политических — благоприятный «климат», честное партнерство, единство видения стратегий освоения ресурсов и др.

     Все перечисленные аспекты обеспечения экологической безопасности носят универсальный характер, но конкретная их реализация зависит от конкретного проекта, истории и географии его разработки, достигнутых результатов и современного понимания нерешенных вопросов,

Например,  Штокмановский проект развивается  поэтапно, что вполне объяснимо с позиций его уникальности, международной значимости и, как следствие, целого ряда не до конца решенных технических, экономических, финансовых и организационных проблем, как в России, так  и в масштабах мирового энергетического рынка.

     Как показывает изменяющаяся обстановка вокруг Штокмановского проекта, наиболее актуальными сегодня остаются следующие проблемы:

-учет природной изменчивости экосистем (как абиотических факторов, так и биоты), неопробованность предлагаемых технических и технологических решений по проекту,

 -несистемность, а порой фрагментарность экологического сопровождения различных этапов и компонентов проекта,

-отсутствие четкой и реальной системы экологического мониторинга и действий в чрезвычайных ситуациях;

-стратегическое, экологически безопасное и равноправное совмещение различных видов хозяйственной деятельности в пределах баренцевоморского шельфа;

— интернационализация многих сторон освоения проекта.

     Сложность решения  всех текущих вопросов усугубляется тем, что их приходится готовить в постоянно изменяющейся обстановке (динамика климата, состояние биоресурсов, технический прогресс, природоохранная политика и практика инициаторов деятельности и контролирующих органов, глобальная энергетическая стратегия и др.).   

      Современная динамика климата демонстрирует выраженную тенденцию к потеплению. Причины этого тренда дискуссионны, а прогнозы слишком односторонни и олитизированы. Между тем научная рациональность обязывает нас быть осторожными и опираться на комплекс фактов и возможных следствий, Принципиально важным аспектом современной изменчивости климата в Арктике является его непредсказуемость,      

     Снижение уровня экологической неопределенности обеспечивается научными организациями, выполняющих исследования по госзаказу и по заказам нефтегазовых компаний. Осуществляется эта деятельность в рамках инженерно-экологических изысканий, процедур ОВОС и мониторинговых работ.

По итогам  работ, проведенных на настоящее время,  можно сделать следующие выводы:

 -освоение нефтегазовых ресурсов Баренцева моря потенциально экологически приемлемо и совместимо с рыболовством;

-залог этой приемлемости и совместимости – современные экологически ориентированные технологии добычи и транспорта углеводородного сырья, в сочетании с высокой ответственностью и культурой исполнителей проектов.

— природные и экологические сложности арктического шельфа (дрейфующий лед и айсберги, пересеченный рельеф дна, уязвимость биоты) стимулируют поиск и внедрение более надежных технологий добычи и транспорта углеводородного сырья.

 —  главным вектором развития в этой области является минимизация риска загрязнения окружающей среды за счет технологий «нулевых» выбросов в море и переработки нефти и газа на береговых объектах.

      Как положительный пример:

на месторождении Сноувит (Норвегия) основные производственные процессы будут осуществляться на морском дне (методы подводного закачивания), а доставка углеводородов на берег осуществляться по трубопроводам методом многофазного потока.

     При этом на подводном оборудовании будет происходить и частичная подводная обработка сырья с целью уменьшения риска сепарации (блокировки в трубопроводах). Все это снизит риски аварий от контактов с ледяным покровом (навалы айсбергов, сжатия дрейфующих льдов).

      Перенос основных производственных операций в рамках Штокмановского проекта под воду и на берег с экологических позиций весьма прогрессивен, хотя более рутинные экологические проблемы в связи со строительством завода переработки попутного газа в Видяево и сопутствующим этому увеличением объема танкерных перевозок вдоль побережья, маневров в узких местах, погрузок у причалов, также потребуют принятия дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности.

     Одним из ключевых элементов системы экологической безопасности выступает мониторинг. До настоящего времени на шельфе Баренцева моря полноценная система экологического мониторинга как регулярных и скоординированных наблюдений не действует.

     Отдельные ее элементы, состоящие из наблюдений за состоянием недр шельфа, биоресурсами, компонентами экосистемы, загрязнением в местах разведки и обоснования объектов нефтегазовой инфраструктуры, нередко не отвечают критериям пространственно временной оптимальности, методической строгости и регулярности.

     Усилиями российских и норвежских специалистов сделано много для сближения принципиальных подходов к программам мониторинговых наблюдений (см. Материалы конференции «Нефть и газ арктического шельфа» 2004 г.). Согласовано, что минимум один раз в три года должен осуществляться мониторинг природной среды и биоты в районах освоения шельфовых месторождений.

      В основе этих наблюдений должен лежать отбор и анализ проб донных отложений и донных животных (бентос) на загрязнения. Однако из-за отсутствия реальной производственной деятельности на российском шельфе мониторинговые работы за счет недропользователей практически не выполняются.

     Последние 15 лет государственная система мониторинга окружающей среды реализуется практически исключительно в части государственного мониторинга водных биоресурсов (системы регулярных наблюдений за распределением, численностью и воспроизводством водных биоресурсов, а также за средой их обитания), осуществляемого в тесной координации с норвежской стороной.

     Опыт и знания, накопленные в результате этого сотрудничества, может быть хорошей основой формирования полноценного экологического мониторинга Баренцева моря.

     Сегодня главной проблемой остается проектирование и реализация оптимальной системы экологического мониторинга, совмещающей в себе региональный охват всей области потенциального воздействия нефтегазовых разработок (по сути, вся южная половина Баренцева моря) и локальную детализацию в наиболее экологически уязвимых районах разведки, добычи и транспорта нефти и газа, местах нереста ценных гидробионтов, особо охраняемых зонах, фронтальных разделах различных водных масс, прикромочных областях,

     Система морского мониторинга в современных экономических условиях, кроме того, должна учитывать интересы заказчика. В роли последнего сегодня реально могут выступать, в основном, фирмы и ведомства. Однако необходимо и восстановление мониторинговых потребностей государства.

     Сложно решаемой остается проблема создания оперативной службы борьбы с аварийными разливами нефти, особенно в ледовых условиях, хотя в этой области российско-норвежская кооперация неуклонно прогрессирует.

  В заключение выделим некоторые общие требования к обеспечению экологической безопасности в связи с освоением нефтегазовых ресурсов баренцевоморского шельфа, а именно:

-системность подхода (единство и взаимосвязь компонентов);

— опора на научный анализ и прогноз;

— интернационализация экологической деятельности по всей цепочке: от проекта к мониторингу и контролю (включая контроль соблюдения принятых экспертизой проектных решений);

-согласование между всеми заинтересованными сторонами стратегического видения места и роли конкретной морской системы (шельфа) в обеспечении устойчивого развития региона.

Реализовывать эти общие подходы наиболее целесообразно, применяя принципы, цели и процедуры всесторонней оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а именно: обеспечение устойчивости, экосистемный взгляд, осторожный подход, адаптивность и интегрированность управления, региональная гибкость, консультации, партнерство.

  По мнению ученых, экологический контроль при разработке нефтегазовых месторождений должен осуществляться по определенной системе состоящей из нескольких этапов, которая сейчас отсутствует.

  Необходимо проведение подробной фоновой оценки предоставляемого в разработку участка. Проведенные исследования о содержании загрязняющих веществ, минералогическом составе, физико-механических свойствах осадков, данные о параметрах течений, рельефе, геодинамике и многих других параметрах должны быть использованы для подготовки требований к охране окружающей среды именно конкретного участка.

На предпроектной и проектной стадиях разработки делается прогнозная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и после этого проводится государственная экологическая экспертиза. Так происходит на суше. В море принципы проведения ОВОС в виде методических документов не разработаны, что ограничивает возможности государственной экспертизы. Минприроды России необходимо срочно разработать  такие документы.

На разрабатываемых месторождениях необходимо будет проводить экологический мониторинг за происходящими изменениями окружающей среды и корректировать природоохранительную деятельность фирм.

Мониторинг должен быть и производственный и государственный. Причем государственный – необходимо проводить, по предварительным оценкам, не реже одного раза в два года. Это процесс долговременный и систематический, им постоянно должна заниматься специально назначенная научная организация и контролирующий орган федерального уровня.

Добыча нефтеуглеводородного сырья в морях Арк­тики, с точки зрения природоохранных мероприятий, при отсутствии контроля может привести к негативным последствиям. Проблемы широкомасштабного освоения шельфа – это и проблемы экологической безопасности страны в целом. Они неизбежно возникнут. Поэтому заранее взять ситуацию под полный жесткий контроль должно государство.

По мнению Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО),разработка нефтяных и газоконденсатных месторождений на шельфе арктических морей, и в частности на шельфе Баренцева моря, является важным фактором дальнейшего социально-экономического развития российского Заполярья.

Решение этой стратегически важной задачи возможно лишь при условии обеспечения экологической безопасности на шельфе и сохранения морских биоресурсов, которые в отличие от запасов нефти и газа самовоспроизводящиеся и потому бесценны.

В соответствии с Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» Федеральное агентство по рыболовству России через свои региональные структуры принимает на рассмотрение и согласование материалы обоснований лицензий, заявок и других разрешительных документов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ.

     Проводимые научные  исследования свидетельствуют о стабильно низком уровне антропогенного загрязнения экосистемы Баренцева моря. В связи с этим серьезное беспокойство вызывает вероятность возрастания уровня антропогенного загрязнения Баренцева моря при освоении нефтяных и газовых месторождений на его шельфе.

     Для предотвращения или максимально возможного снижения негативных последствий деятельности предприятий нефтегазового комплекса необходима, прежде всего, организация эффективного регулярного контроля за деятельностью нефтегазового комплекса в части, касающейся всех аспектов ее экологической безопасности.

     Обязательным должно быть участие представителей рыбной отрасли в обсуждении и принятии решений по вопросам охраны биологических ресурсов и среды их обитания на всех этапах освоения месторождений нефти и газа на шельфе от заявления о намерениях до ликвидации буровых платформ и других сооружений по завершению эксплуатации месторождений.

     Проблема адекватной компенсации ущерба водным биологическим ресурсам значительно более сложная, чем вопросы компенсации в случаях потерь многих иных материальных ценностей, и требует соответствующего подхода для ее решения.

      Потери водных биологических ресурсов, особенно ценных промысловых рыб, крабов и других гидробионтов с многолетним жизненным циклом, не могут быть восполнены в короткий срок. При самых благоприятных условиях и использовании лучших биотехнологий на это потребуется несколько лет.

     В течение этого времени вследствие сокращения запасов и уловов могут ущемляться интересы весьма широкого круга юридических и физических лиц: судовладельцев, моряков, рыбаков, предприятий и работников, занятых перегрузкой, хранением, обработкой, транспортировкой, оптовой и розничной реализацией промысловых гидробионтов.

     Потери биоресурсов влекут за собой потери рабочих мест, рост цен на рыбопродукцию, сокращение ее потребления и. в конечном счете – к снижению жизненного уровня, ухудшению здоровья населения и усилению социальной напряженности.

     Наиболее рациональным и логичным представляется организация превентивных мероприятий по сохранению биоресурсов при разработке месторождений углеводородного сырья на рыбохозяйственных водоемах.

     Эти мероприятия должны заключаться в строительстве или расширении предприятий по воспроизводству ценных гидробионтов, создании марихозяйств по товарному выращиванию рыбы и нерыбных объектов, развитии пастбищного рыбоводства и осуществляться до начала освоения месторождений за счет разработчиков. Внесенные разработчиками средства должны учитываться при расчетах за природопользование и за наносимые ущербы.

     В качестве положительного примера в части обеспечения экологической безопасности при освоении нефтегазовых месторождений на российском континентальном шельфе можно привести ЗАО «Севморнефтегаз».

     Приразломное нефтяное месторождение (ПНМ) расположено на континентальном шельфе в юго-восточном районе Баренцева моря. Право на пользование недрами ПНМ предоставлено ЗАО «Севморнефтегаз», которое осуществляет разработку и согласование в установленном порядке предпроектной и проектной документации для освоения месторождения. Исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду является ООО «ФРЭКОМ».

     Вопросы охраны окружающей среды на всех стадиях освоения ПНМ требуют особого внимания и планирования в связи со сложными климатическими условиями и особой чувствительностью компонентов окружающей среды, прежде всего биоты моря, к ожидаемому в процессе освоения ПНМ техногенному воздействию. В этой связи ЗАО «Севморнефтегаз» выработало экологическую политику, одной из основных целей которой является максимальное снижение воздействия на окружающую среду, сохранение компонентов природной среды, рациональное использование природных ресурсов.

     Эксплуатация месторождения планируется на основе создания и функционирования надежного современного комплекса по добыче нефти, соответствующего действующим законодательным и нормативным требованиям в отношении экологической и промышленной безопасности. Разработка ПНМ будет осуществляться с помощью одной морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП), предназначенной для бурения, добычи, хранения нефти и размещения персонала.

     В соответствии с требованиями Морского регистра судоходства на ПНМ не предусмотрено плановых сбросов нефтесодержащей воды. За борт могут сливаться только пожарная вода от системы объемного затопления, вода из систем охлаждения технологического оборудования, хозяйственно-бытовые сточные воды после их обработки.

     Мы  рассматриваем только  технические решения по водоснабжению и водоотведению проектируемой платформы, направленные как на обеспечение работоспособности платформы и выполнения необходимых технологических процессов, так и на обеспечение экологической безопасности и снижение воздействия на морскую среду.