0 Shares 1684 Views 1 Comments

Проблемы освоения Арктического шельфа

Окт 23, 2013
0 1685 1
Проблем освоения Арктики — много
Проблемы освоения Арктического шельфа. В Архангельске продолжается Международный Арктический форум.

В мире, во многих бассейнах наблюдается спад добычи нефти и газа. «Но это не значит, что все компании смотрят только на Арктику, как на единственно возможный ресурс, — рассказал в своём докладе заместитель директора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. — Также обрашают внимание на Мексику, Бразилию, Австралию, Мозамбик». Появление таких бассейнов охлаждает пыл всех компаний в освоении труднодоступной Арктики. Но тем не менее поппулярность Северных территорий растёт с каждым годом.

Как отметил докладчик, добыча нефти и газа в Арктике будет связана с авариями. Руководители всех приарктических территорий это понимают, поэтому будут предприняты определенные шаги которые минимизируют потери.

Василий Игоревич отметил, что изученность Арктики находится не на таком высоком уровне,как это позиционируется в СМИ. По всей территории Арктики различается температура,сейсмическая обстановка и существует много вопросов,которые еще мало изучены.

Одной из проблем при освоении Арктики являются гидролакколиты (вспучивания, образовавшиеся в зоне вечной мерзлоты, ядро которых состоит либо из сплошной линзы льда, либо из переслоенного льдом мерзлого грунта высотой до 25–40 м и более). Они представляют большую опасность, так как быстро растут и видоизменяются.

СПРАВКА:


Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова, к этому же времени относится и освоение западного участка Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты.

С 1874 года начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций.

Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса».

Беспосадочные перелёты Арктики экипажами Чкалова и Байдукова в 1937 году. «Атлас командира РККА 1938 г.»

Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.

Дрейфующие полярные станции

Россия — первая страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Впервые такой дешёвый и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года.

В сентябре 2005 года на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34».

Данные, получаемые во время экспедиций, расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

24 июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный представитель президента России по вопросам международного полярного года, Герой Советского Союза и известный полярникАртур Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований.

Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота «Академик Фёдоров» и атомный ледокол«Россия». 2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс. м на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1» был установлен флаг Российской Федерации, сделанный для долговечности из титанового сплава.


Ше́льф (англ. shelf — отмель) — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Границами шельфа являются берег моря или океана и так называемая бровка (резкий перегиб поверхности морского дна — переход к материковому склону). Глубина над бровкой обычно составляет 100—200 метров (но в некоторых случаях может достигать 500—1500 м, например, в южной части Охотского моря или бровка Новозеландского материкового шельфа).

Общая площадь шельфов составляет около 32 миллионов км². Наиболее обширен шельф у северной окраиныЕвразии, где его ширина достигает 1,5 тыс. километров, а также в Беринговом море, Гудзоновом заливе, Южно-Китайском море, у северного побережья Австралии.

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

В России на шельфе Баренцева моря работает компания Штокман Девелопмент АГ. На шельфеБалтийского моря около побережья Калининградской области добывается нефть, на шельфеКаспийского моря — нефть, газ и другие полезные ископаемые, у берегов Сахалина добывается нефть и газ.

В настоящее время рядом стран ведется борьба за арктический шельф. Наиболее активными участниками этой борьбы являются с одной стороны Канада и США, с другой Российская Федерация. 

Эти страны организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на бо́льшую часть арктического шельфа, чем та, которой они могут распоряжаться сегодня. На лето 2010 года запланирована очередная такая экспедиция, ранее успешно завершились две американо-канадских, предпринятые с этой целью.

В свою очередь, в 2001 году Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-километрового лимита. ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств. Россия заявила, что планирует потратить в 2010 году около 1,5 миллиардов рублей на определение протяжённости своего континентального шельфа в Арктике.

Most from this category