0 Shares 1232 Views

Канада не может экспортировать нефть в Азию из-за ограниченного размера своих портов

Грузовые суда на якоре в Английском заливе неподалеку от парка Стэнли, порт Ванкувера, пров. Британская Колумбия, Канада, 19 ноября 2016 г. REUTERS/Chris Helgren

Nord Steady, танкер для перевозки химикатов и нефти, встает на якорь перед швартовкой у НПЗ Chevron в Бернаби около Ванкувера, пров. Британская Колумбия, Канада, 17 ноября 2016 г. Фото от 17 ноября 2016 г. REUTERS/Chris Helgren

Компании Suncor Energy, Cenovus Energy и другие канадские топливодобывающие компании в расчете на повышение конъюнктуры призывают премьер-министра Канады Джастина Трюдо (Justin Trudeau) к декабрю одобрить масштабное расширение трубопроводов до западного побережья страны. Это позволит увеличить объемы продажи в Азию сырой нефти, которую добывают из внутриматериковых нефтеносных песков.

Но все больше брокеров по фрахтованию судов и физических нефтетрейдеров предупреждают, что вся новая нефть будет попадать в порт Ванкувера, а его возможности ограничены невозможностью принимать корабли-гиганты, которые лидируют в мировых нефтяных грузоперевозках.

Брокеры говорят, что это своеобразное «бутылочное горлышко» является одним из очень недооцененных препятствий, которые канадская нефть встречает на пути из самого загруженного порта Ванкувера.

Добывающие компании с Ближнего Востока уже отправляют нефть в Азию по гораздо меньшей цене благодаря использованию более крупных судов. А республиканцы, которые в ноябре победили на выборах в США, возродили надежду на то, что канадская TransCanada Corp построит трубопровод Keystone XL на территорию США, окончательно оставив Ванкувер в стороне.

15 ноября министр природных ресурсов Канады Джим Карр (Jim Carr) сообщил журналистам, что Keystone «не доставляет нефть на экспортные рынки Азии, а цель правительства Канады – расширить экспортные рынки».

Премьер-министру Трюдо предстоит принять решение о том, стоит ли увеличивать трубопровод Trans Mountain, принадлежащий Kinder Morgan, который пропускает 300 000 баррелей в сутки и по которому нефть попадает из Альберты в Ванкувер. Данный проект, против которого решительно выступают многие экологи и группы поддержки коренных народов, увеличит общую пропускную способность трубопровода до 890 000 баррелей в сутки.

Сейчас около 98% экспортной канадской нефти попадает в США, где ее продают по ценам ниже общемировых. И Ванкувер – единственный порт на западном побережье, из которого нефть можно экспортировать в Азию.

«Если Канада не будет продавать свою нефть на какой-либо другой рынок, кроме американского, она никогда не сможет устанавливать цены и останется ведомым участником рынка» – утверждает Сэнди Фиден (Sandy Fielden), руководитель направления исследований нефти и нефтепродуктов компании Morningstar.

По мнению представителей компании Cenovus, которая раньше экспортировала нефть в Азию, а сейчас занимается регулярными поставками по трубопроводу Trans Mountain, расширение трубопровода будет важным шагом, но не решит всей проблемы.

«Нам в любом случае понадобится дополнительная пропускная способность, чтобы добраться до канадских и американских глубоководных портов, в которые могут заходить крупные танкеры» – заявил представитель компании Ред Каррен (Reg Curren).

По информации, полученной от Канадской ассоциации нефтедобытчиков в начале этого года, в ближайшие годы объемы добычи из канадских запасов нефти будут превышать возможности инфраструктуры. Поэтому необходимы дополнительные трубопроводы, в том числе для поставки нефти на мировой рынок.

AFRAMAX ПРОТИВ SUEZMAX

Самый крупный нефтяной танкер, который может зайти в доки Ванкувера – это судно класса Aframax, вмещающее от 500 000 до 700 000 баррелей. Суда в порту могут быть загружены только на 80% из-за глубины и других ограничений, поэтому в данный танкер можно залить около 550 000 баррелей.

Это разительно отличается от танкеров Suezmax вместимостью 1 млн баррелей или от крупнотоннажных танкеров вместимостью 2 млн баррелей, которые занимаются перевозками в Ираке или Сингапуре.

Если порт может принимать только танкеры Aframax, то экспорт в Азию будет очень нерентабельным, уверен Мэтт Смит (Matt Smith), руководитель направления исследований товарных рынков компании ClipperData, которая занимается отслеживанием морских судов.

Ожидается, что порт Ванкувера, в котором расположен морской нефтяной терминал компании Kinder Morgan, увеличит количество принимаемых танкеров с сырой нефтью и химическими веществами со 100 до 400 судов в год, но принимать более крупные танкеры данный порт не планирует.

Также ожидается, что отправка танкеров Aframax увеличится с примерно пяти в месяц до одного в день, сообщил Али Хаунселл (Ali Hounsell), представитель проекта расширения трубопровода Trans Mountain.

Но фрахтовые брокеры полагают, что будет непросто обеспечить достаточное количество танкеров Aframax для порта Ванкувера. Многие суда этого класса уже задействованы на маршруте Россия-Азия, поэтому за то, чтобы направить их по другому маршруту, придется доплачивать.

Сегодня, по данным о морских перевозках от Thomson Reuters Eikon, большинство судов из Ванкувера отправляется на НПЗ в американские штаты Вашингтон, Калифорния или Гавайи.

«Канадские добывающие компании будут продавать нефть туда, где будет самая высокая цена. В краткосрочной перспективе это, видимо, будет западное побережье США», – утверждает Эрик Брукхейзен (Erik Broekhuizen), глава подразделения анализа танкерного флота и консалтинга в компании Poten & Partners, занимающейся фрахтованием судов.

В октябре судно с грузом примерно в 150 000 баррелей отправилось из Канады в Южную Корею. Ранее такое же судно примерно с 77 000 баррелями ушло в Китай в июне и с таким же объемом в мае. Трейдеры говорят, что такие редкие и немногочисленные отправки подтверждают, насколько сложно доставлять большие объемы нефти из Канады в Азию с точки зрения логистики.

И цена на канадскую нефть, предназначенную на экспорт в Азию, должна быть достаточно низкой, чтобы компенсировать затраты на перевозку через Тихий океан на небольших судах. Трейдеры также отмечают, что многие азиатские нефтепереработчики предпочитают иракскую нефть из-за более низкой кислотности.

«Индия и Китай могут покупать нефть, если цена на нее будет низкой, – утверждает аналитик из североазиатской нефтеперерабатывающей компании, который отказался назвать свое имя, так как не уполномочен делать заявления для СМИ. – Все действительно зависит от цены и стоимости перевозки».

И все же, как утверждает аналитик из Wood Mackenzi Афолаби Огуннайке (Afolabi Ogunnaike), с учетом роста потребности азиатских нефтепереработчиков в сырой нефти, экспорт в Азию может стать лучшим решением для Канады.

По его оценкам, как минимум 50% новых объемов, попадающих в Ванкувер (а это около 300 000 баррелей в сутки), будет отправляться в Азию.

Многие сомневаются, что расширение окажет значительное влияние на товарооборот, но при этом никто не будет спорить с тем, что появление дополнительного направления в любом случае благотворно повлияет на рынок.

«Когда появляется новый торговый маршрут, всегда наступает неспокойный период, – говорит Сарп Озкан (Sarp Ozkan), старший энергоаналитик в консалтинговой компании Ponderosa Advisors. – Я не утверждаю, что будет легко. Но в итоге, если Канаде удастся найти рынок сбыта в Азии, она сможет составить оптимальный график движения танкеров Aframax или найти какой-то другой способ доставки нефти».

Оригинал: http://www.reuters.com/article/us-canada-ports-crude-analysis-idUSKBN13G016

Most from this category