Экологические аспекты в транспортировки нефти

Фев 11, 2012
0 1001

 

Экология транспортировки нефти Чаще всего проблема транспортировки нефти обсуждается в связи с очередным сообщением об аварии танкера. Причина в том, что в результате такого рода аварий на водной поверхности образуются нефтяные пятна огромной площади, ликвидировать которые чрезвычайно сложно.

Транспортировка нефти – даже 1-го литра нефти достаточно, чтобы образовалось пятно площадью почти в гектар. Прочная тонкая пленка затрудняет поступление в воду кислорода, необходимого морским животным, а среде их обитания наносится серьезный вред.

Нефть и мазут, достигая побережья, убивают морских птиц, которые, испачкавшись в липкой жидкости, не могут подняться в небо.Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, прежде всего, необходимо обновить существующий танкерный флот, добившись эксплуатации судов исключительно с двойным корпусом.

Прогремевшая на весь мир авария танкера Exxon Valdez у берегов Аляски привела к принятию в США федерального закона, предусматривающего такое требование для крупных танкеров, входящих в территориальные воды страны. А после разлива мазута при крушении танкера Erica в 1999 году у берегов Франции Международная морская организация начала постепенно выводить из эксплуатации все однокорпусные суда.

Эти меры уже привели к положительным результатам. Однако по данным американских исследователей, всего 2% нефти, попадающей в морскую воду, приходится на долю терпящих аварию танкеров и барж и по 1% выливается из протекающих трубопроводов и при бурении скважин. 63% попадает в воду, просачиваясь со дна естественным образом. Однако каждая авария вызывает моментальное изменение окружающей среды, приводя тем самым к особо тяжелым последствиям.

Еще недавно нефть, которая оставалась на стенках корабельных резервуаров, смывалась водой прямо за борт. А ведь после разгрузки крупного танкера в нем могло остаться до 500 тонн «черного золота». Сейчас, чтобы отделить нефть от воды, используют поверхностно-активные вещества.

Протечки регулярно происходят и при транспортировке нефти по трубопроводам. В нашей стране на магистральных трубопроводах происходит 50-60 аварий в год. Вытекающая нефть загрязняет почву и воды, очищение которых настолько затратно, что гораздо выгоднее вложить все возможные ресурсы в предотвращение аварий. Рекультивация одного гектара земли обходится не в один десяток тысяч долларов.

Для снижения вероятности аварий требования к надежности нефтепроводов постоянно повышаются. Совершенствуются технологии и налаживается  производство антикоррозийного покрытия трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика с неограниченным сроком эксплуатации.
Наиболее прогрессивные компании налаживают системы мониторинга состояния трубопроводов.

Для этого применяются самые разные технологии и стратегии – от обхода территорий людьми до контроля объектов со спутников. Сегодня широкое распространение получила система отслеживания основных характеристик гидродинамических процессов (давления, температуры и поведения потоков транспортируемой жидкости). Полученные данные сравнивают с эталонными параметрами, что позволяет выявить возможные аномалии, связанные с протечкой.

При очистке загрязненных почв и вод иногда используют метод контролируемого сжигания нефти инефтепродуктов. Однако этот способ можно применить только при отсутствии сильного ветра. Кроме того, он приводит к загрязнению воздуха – и это самый веский аргумент против его использования. Более современный метод – использование разного рода промывочных жидкостей и веществ, впитывающих нефть. Эффективным способом является использование биотехнологий: специальные микроорганизмы окисляют нефтепродукты, в результате чего они расщепляются и становятся безвредными.


Интересные факты

  • При крупных авариях танкеров около 40% тяжелых компонентов уходит на дно, 40% распределяется в толще воды, небольшая часть летучих компонентов нефти испаряется с поверхности воды и только 20% растекается по поверхности.
  • Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный.
  • Работая над проектом трубопроводов Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, компания «Роснефть» учла даже такие аспекты, как миграция оленей и прочих диких животных. В местах пересечения трубопровода с путями миграции трубу поднимут над землей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

You may be interested

Конвенция по Каспию подписана
Новости ТЭК
0 shares962 views

Конвенция по Каспию подписана

NewsBox - Авг 12, 2018

В казахстанском городе Актау произошло без преувеличения историческое событие. Лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана подписали Конвенцию по Каспию, работа над которой…

«Газпром газораспределение Самара» подвела итоги работы в Самарской области за 2017 год
Новости ТЭК
5 shares1471 views

«Газпром газораспределение Самара» подвела итоги работы в Самарской области за 2017 год

Дмитрий Бирюлёв - Июл 09, 2018

В прошедшем году газораспределительная организация обеспечила бесперебойное и безаварийное газоснабжение всех потребителей. Работы по капитальному ремонту, программе техперевооружения и подготовке газового хозяйства к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. были выполнены на 100%

Пресс-конференция Кирилла Селезнева – члена Правления ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз»
Новости ТЭК
0 shares1182 views

Пресс-конференция Кирилла Селезнева – члена Правления ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз»

Алексей Марченко - Июн 25, 2018

20 июня состоялась пресс – конференция Кирилла Селезнева, члена Правления, генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» по теме «Поставки газа на внутренний рынок. Реализация…

Most from this category

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: