0 Shares 776 Views 1 Comments

Программа «Роснефти» по освоению арктического шельфа и «генеральная уборка» острова Белый

Ноя 28, 2013
0 777 1

Программа «Роснефти» по освоению арктического шельфа. Масштабные инвестиции «Роснефти» в экономическое развитие регионов Дальнего Востока включают освоение месторождений арктического шельфа в северной части Охотского моря. Одним из следствий реализации шельфовых проектов станет развитие судостроительного кластера, но их запуск предполагает налоговые льготы, о чем в очередной раз заявил глава «Роснефти» И.Сечин. Международные организации по-прежнему обвиняют Россию в пренебрежении экологическими принципами при освоении Севера, однако «генеральная уборка» на арктических островах демонстрирует внимание к состоянию природной среды в этом регионе.

На минувшей неделе внимание федеральных СМИ привлекли следующие события:

  • заявление главы «Роснефти» И.Сечина во время видеоконференции с президентом РФ В.Путиным о намерении вложить более 1 трлн. рублей в развитие регионов Дальнего Востока, в том числе в шельфовые проекты в Охотском море;

  • прекращение эксплуатации атомного ледокола «Россия», которого, как и ледокол «Арктика», ожидает утилизация;

  • заявление международных экологов о том, что Россия препятствует созданию в Антарктиде морских охраняемых зон: связь этой позиции с освоением Арктики.

Госкомпания «Роснефть» продолжает работу по убеждению в необходимости снижения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, в рамках которой одним из ключевых аргументов является необходимость освоения арктического шельфа. В данном контексте арктический шельф рассматривается как главная надежда отечественного ТЭК, ресурсы которого должны позволить России сохранить лидирующие позиции на мировом энергетическом рынке. «Конкурентом» арктического шельфа являются месторождения нетрадиционной нефти в Западной Сибири, однако у них нет таких мощных публичных лоббистов, как «Роснефть», которая явно делает ставку на Арктику. На минувшей неделе арктическая тематика вновь фигурировала в заявлении главы «Роснефти» И.Сечина, который сообщил о намерении в течение 5 лет инвестировать в экономическое развитие регионов Дальнего Востока более 1 трлн. рублей. В качестве одного из основных направлений этой масштабной программы была названа геологоразведка на шельфовых месторождениях в северной части Охотского моря, освоение которых требует налоговых льгот. Причем еще одним аргументом в пользу целесообразности стимулирования освоения Арктики является то, что разработка арктических месторождений создаст спрос на высокотехнологичную продукцию в машиностроении, судостроении и т.д., который смогут удовлетворить отечественные предприятия, нуждающиеся в заказах.

  • <…> отрасль нуждается в восстановлении старых, еще советских месторождений. Свидетельством тому стало падение добычи в основной нефтяной провинции – Западной Сибири (в среднем на 0,6% в год начиная с 2008 года). Ситуацию можно выправить с помощью новых, современных технологий, но для этого нужны инвестиции. Компенсировать падение могли бы новые месторождения Восточной Сибири и арктического шельфа, однако на их разработку требуются еще большие инвестиции («Нефтяники предлагают миллиарды», Труд, 16.07.2013).

  • Также глава «Роснефти» рассказал о потенциале арктического шельфа. «Ведутся геолого-разведочные работы на шельфе Сахалина, на лицензионном участке, Астрахановском море – Некрасовский. Мы надеемся, что в результате всех этих работ будут подтверждены прогнозы по геолого-разведочным запасам в объеме до 14 миллиардов тонн нефтяного эквивалента», – сообщил он («Танки, деньги и «Орлан»», Российская газета, 17.07.2013).

  • Вместе с тем, как рассказал г-н Сечин в ходе вчерашнего телемоста, помимо освоения нового источника углеводородов формируется многомиллиардный спрос на высокотехнологичную продукцию в сопредельных отраслях — машиностроении, судостроении, металлургии, транспорте, производстве нефтепромыслового оборудования. Шельфовые проекты позволяют создать в России мощный судостроительный кластер, способный откликаться на нужды нефтегазового сектора и самостоятельно строить множество платформ и судов арктического класса. В качестве примера глава НК «Роснефть» привел платформу «Орлан» (««Сахалин-1» поработал на бюджет», РБК-дейли, 17.07.2013).

Развитие арктического судостроения, строительство новых ледоколов пока рассматривается только в контексте относительно отдаленного будущего. При этом в настоящем пресса сообщила о прекращении эксплуатации еще одного атомохода «Россия», который вместе с «Арктикой» и «Сибирью» приговорен к утилизации. Как известно, год назад общественность пыталась спасти ледокол «Арктика», предлагая его транспортировать в Петербург и использовать в качестве музейного экспоната, однако решение, судя по всему, так принято и не было – обращений же в защиту «России» пока не слышно. Списанные ледоколы находятся в Мурманске, где в настоящее время возникла достаточно напряженная общественно-политическая ситуация в связи с намерением Минрегиона исключить область из Арктической зоны, что, как предполагается, приведет к ухудшению социального положения значительной части мурманчан. Эксперты сходятся на том, что, если это решение будет принято, то оно станет крайне недальновидным шагом, имеющим негативные последствия для развития Севера. Минрегион должен был представить свои предложения по составу Арктической зоны к 18 июля, однако, по всей видимости, консультации продолжаются, так как соответствующий проект так и не был вынесен на публику.

  • Росатомфлот принял решение вывести атомный ледокол «Россия» из эксплуатации. Ледокол прослужил 28 лет – на два года больше запланированного срока. И мог бы работать в Арктике еще. Однако научные эксперты не подтвердили возможность дальнейшей безопасной эксплуатации ядерной энергетической установки. Ледокол «Россия» знаменит первым в истории круизным рейсом для иностранных туристов на Северный полюс. Кроме того, атомоход много работал с полярниками – завозил и снимал исследователей с дрейфующих станций. В 2007 году обеспечивал поход в Арктику научного судна «Академик Федоров» для изучения континентального шельфа с использованием глубоководных аппаратов «Мир» («Арктическая кудриномика», Свободная пресса, 15.07.2013).

 Пресса сообщает, что в Нью-Йорке на минувшей неделе открылась сессия Комиссии ООН по границам континентального шельфа, на которой в предварительном режиме будет обсуждаться заявка России на отнесение хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Никаких новостей о ходе рассмотрения российской заявки пока не появлялось, а эксперты указывают, что процесс обсуждения может сильно затянуться. В целом, перспективы заявки на расширения континентального шельфа России рассматриваются экспертами в неоднозначном ключе. Все сходятся на том, что решение заявить о своих правах правильное, а соответствующая доказательная база носит вполне фундаментальный характер. Однако отмечается, что комиссия ООН еще ни разу не удовлетворила ни одной заявки на расширении границ арктического шельфа, и вряд ли ради России изменит своим принципам – слишком серьезные интересы стоят на карте, поэтому ООН предоставит заинтересованным странам самим решать спорные вопросы, связанные с границами шельфа. Между тем, аналитики ожидают ущемления интересов Евросоюза в Арктике после фактического отказа Исландии от вступления в ЕС, место которой, как известно, может занять Китай, чья заявка на освоение арктического шельфа островного государства в ближайшее время может быть удовлетворена.

  • Мнения о том, сможет ли Россия добиться удовлетворения своей заявки на этот раз, у российских экспертов часто прямо противоположные. У России все шансы есть, уверен эксперт по морскому праву российского Института государства и права РАН Василий Гуцуляк. Признание российской заявки даст право законно начать разработку месторождений за внешними границами континентального шельфа. <…> Проблемы с внешними границами шельфа настолько сложны и вызывают столько споров сопредельных государств, что ждать их решения на одной сессии наивно, говорит член Общественного совета при военно-промышленной комиссии правительства РФ Михаил Ходоренок. Что касается новой российской заявки, то шаг этот стратегически верный. Но шансы на ее одобрение практически отсутствуют («В Нью-Йорке снова думают, как поделить арктический шельф», Голос России, 15.07.2013).

  • Для ЕС смена курса Рейкьявика означает еще и отказ от надежд на расширение влияния в зоне Арктики. Между тем разработка нефтегазовых месторождений арктического шельфа Исландии начнется уже в этом году — заявку на его освоение совместно с исландской Eykon Energy подала китайская нефтяная компания CNOOC («Исландия отвернулась от Европы», Коммерсант, 19.07.2013).

Международные экологические организации выступили с очередными претензиями в адрес России, обвинив нашу страну в блокировании создания морских охраняемых зон (то есть, заповедников) в районе Антарктики. В соответствующих сообщениях о мотивах российской стороны ничего не сообщается, зато экологи прямо и косвенно увязывают позицию России с событиями в Арктике, природный баланс в которой якобы находится под угрозой. В противовес заявлениям международных экологов в СМИ освещается работа по очистке острова Белый в Обской губе, которая имеет поддержку властей ЯНАО, и одновременно приобрела характер общественной инициативы – ее участником, в том числе, стал экипаж яхты Alter Ego, участвующий в арктической регате. Глава ЯНАО Д.Кобылкин в интервью «Эксперту» сообщил, что очистка острова Белый имеет большое символическое и научное значение, так как на острове будет расположен научный центр по изучению Арктики, который, в том числе, должен дать ответ о влиянии промышленного освоения региона на состояние природной среды Севера.

  • Напомним, в апреле международные организации и фонды по защите дикой природы объединились, чтобы защитить воды Южного океана, и призвали сохранить уникальную экосистему Антарктики. «В мире осталось всего две нетронутых территории: Арктика и Антарктика. Попытки разрушить экосистему Арктики происходят уже сейчас: планы по нефтяному освоению шельфа строят корпорации по всему миру, – отмечал директор по программам «Гринпис» России Иван Блоков. Сейчас в силах наших правительств оградить ключевые районы Антарктики от вмешательства человека и сохранить экосистему региона» («Россия выступила против создания заповедников в Антарктиде», Независимая газета, 17.07.2013).

  • Экипаж яхты Alter Ego установит поклонный крест на острове Белый. Кроме того, участники морской экспедиции окажут помощь экологическому десанту, который ведет генеральную уборку острова. Участники парусной арктической регаты, в которой соревнуются экипажи из России, Финляндии, Польши, Швеции и Великобритании, уже установили поклонный крест на северо-западной оконечности полуострова Канин. Затем яхта российского экипажа Alter Ego отправилась в одиночное плавание («Арктика — территория безопасности», Эксперт, 15.07.2013).

Как известно, экологи утверждают, что одним из последствий промышленной активности человека в Арктике является потепление климата. Однако на этот счет существует и иное мнение – например, в материале издания «Наука и техника» об эвакуации станции «Северный полюс-40» на основании свидетельств полярников утверждается, что ничего экстраординарного не произошло, подобные ситуации с расколом льдины происходили и ранее, просто руководители экспедиции решили перестраховаться. Соответственно, точного ответа на вопрос о долгосрочности климатических изменений в Арктике у полярных исследователей пока нет.

  • арктика

    Подобные ЧП (сами учёные их особо чрезвычайными и не считают) имели место и раньше, и полярники знают, что в таких ситуациях лучше примириться с природой и сделать перерыв в некоторых наблюдениях. Ведь если льдина продолжит трескаться с непредсказуемой интенсивностью, то можно потерять не только приборы, но и накопленные в их твёрдотельной памяти данные многомесячных наблюдений по месту их установки. Так что смысла работать в экстремальном режиме – никакого. Кроме того, можно потерять часть топлива, рассредоточенного по периметру станции в десятке топливных депо и, тем самым, причинить ощутимый вред хрупкому экобалансу грозной, но очень чувствительной к вмешательству человека арктической природы. Поэтому руководство института, проанализировав горячие сводки с ледовых полей высокоширотной Арктики, приняло решение снять станцию в начале июня, не дожидаясь завершения круглогодичного цикла в октябре Ледяное перемирие», Наука и техника, 17.07.2013).

  • По материалам сайта НЕФТЯНИК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

You may be interested

«Газпром газораспределение Самара» подвела итоги работы в Самарской области за 2017 год
Новости ТЭК
5 shares1,102 views
Новости ТЭК
5 shares1,102 views

«Газпром газораспределение Самара» подвела итоги работы в Самарской области за 2017 год

Дмитрий Бирюлёв - 09.07.2018

В прошедшем году газораспределительная организация обеспечила бесперебойное и безаварийное газоснабжение всех потребителей. Работы по капитальному ремонту, программе техперевооружения и подготовке газового хозяйства к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. были выполнены на 100%

Пресс-конференция Кирилла Селезнева – члена Правления ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз»
Новости ТЭК
647 views
Новости ТЭК
647 views

Пресс-конференция Кирилла Селезнева – члена Правления ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз»

Алексей Марченко - 25.06.2018

20 июня состоялась пресс – конференция Кирилла Селезнева, члена Правления, генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» по теме «Поставки газа на внутренний рынок. Реализация Программы газификации российских регионов».…

Инновации – фундамент будущего нефтедобычи
Новости ТЭК
11 shares5,988 views
Новости ТЭК
11 shares5,988 views

Инновации – фундамент будущего нефтедобычи

Алексей Марченко - 13.06.2018

IХ форум инновационных технологий «InfoSpace» состоялся 5 июня 2018 г. в «Президент-Отеле», г. Москвы. Он проводится ежегодно при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, ТПП РФ, Государственной Думы ФС РФ и РАН, и является авторитетной дискуссионной площадкой для совместного поиска

Most from this category

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: