Стабильность и безопасность – приоритеты развития трубопроводного транспорта

За последние 20 лет в России выстроена оптимальная система нефтепроводов, которая позволяет экспортировать сырье в любом направлении. Практически с нуля сформирован дальневосточный рынок российской нефти. Теперь во главу угла следует ставить надежность и безопасность функционирования существующий инфраструктуры. Для этого, в свою очередь, крайне важна стабильность условий ведения деятельности. К такому выводу пришли эксперты, принявшие участие в онлайн-дискуссии «Стратегия развития трубопроводного транспорта нефти в РФ как фактор глобальной конкуренции» на площадке Института развития технологий ТЭК.

Еще в конце 90-х Россия была фактически отрезана от морских путей экспорта нефти и зависела от поставок нефти по системе «Дружба». С тех пор закрепился стереотип о трубопроводном транспорте как факторе, ослабляющем наши конкурентные позиции. Однако с тех пор ситуация разительно изменилась.

Сейчас большая часть российской нефти доставляется потребителю морем, напомнила в ходе обсуждения генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки. Основная задача трубопроводного транспорта заключается в том, чтобы доставить нефть из районов добычи в порты, порой удаленные на тысячи километров.

В кризисный период возможность поставлять нефть по трубе оказалась важнейшим фактором конкуренции. Танкеры, которые были задействованы для перевозки нефти, начали использоваться для ее хранения. Это взрывным образом повлияло на стоимость фрахта. В итоге оказалось, что те же саудиты не имеют возможности отгружать свою нефть даже по заявленным сверхнизким ценам, рассказал эксперт нефтегазовой отрасли, экс-руководитель агентства «Аргус Медиа» Вячеслав Мищенко.

При этом европейские НПЗ продолжали работать, закупая российскую нефть, поступавшую по нефтепроводу «Дружба». Точно так же работала система «Восточная Сибирь – Тихий Океан», поставляющая нефть в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Евразийские континентальные направления трубопроводов поддержали на тот момент российский экспорт и дали возможность увеличить присутствие России на отдельных рынках сбыта», — говорит Мищенко.

Существующая система магистральных нефтепроводов полностью соответствует потребностям российской экономики и в дополнительном расширении не нуждается, согласны эксперты. «Я бы на первое место с учетом всех обстоятельств поставила безопасность системы», — говорит Тамара Канделаки. «У нас создана профицитная мощность на всех направлениях, поэтому на первое место выходят соображения надежности и безопасности работы нефтепроводов», — поддерживает коллегу Вячеслав Мищенко.

Исходя из этих соображений, предпочтительнее регулируемые тарифы на прокачку нефти, а не их определение на основе рыночной конъюнктуры. Цены на нефть падают моментально, а обратно растут очень медленно. Как следствие, колебания рынка могут приводить к длительным периодам низких цен. Если привязать тарифы трубопроводных компаний к ценам на энергоносители, есть опасность оставить их без средств, необходимых на поддержание и модернизацию инфраструктуры.

Значительно более актуальна сейчас проблема невозможности России влиять на формирование цен на ее основные экспортные товары. «Россия, будучи крупнейшим производителем и поставщиком нефти на внешний рынок, является чистым price taker’ом. При этом наши ближайшие конкуренты – США и Саудовская Аравия, — price maker’ы», — говорит Вячеслав Мищенко. В результате мы вынуждены следовать движениям рынка, которые происходят далеко за пределами нашего влияния, как экономического, так и политического.

Именно на том, чтобы переломить эту ситуацию, должны быть сконцентрированы усилия государства и государственных компаний. В конце концов, поручение президента, данное еще в 2016 году, запустить прайсинг на российскую нефть на российской бирже, никто не отменял, напоминают участники обсуждения.

Полная версия онлайн-дискуссии смотрите на YouTube-канале ИРТТЭК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОЛУЧИТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА!

Most from this category