0 Shares 3913 Views 1 Comments

Влияние нефтегазовой промышленности на экономику России

Авг 26, 2013
039141

Однако, несмотря на заявления о необходимости снижения влияния нефтегазового комплекса на экономику страны, по итогам 2011 г. на фоне роста цен на энергоресурсы по базовым экономическим показателям роль НГК в экономике России продолжала увеличиваться. За последний год возрос объем нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета с 46% до 50%, доля валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объеме экспорта выросла с 65,7% до 68%. Увеличилась доля нефтегазового комплекса в структуре ВВП. В 2011 г. наблюдалось существенное улучшение ценовой конъюнктуры как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Среднегодовая цена на нефть сорта Urals выросла в 2011 г. до 109 долл/барр., или на 40% по сравнению с 2010 г. (78 долл/барр.). Согласно экспортным долгосрочным контрактам ОАО «Газпром» с европейскими потребителями расчетная средневзвешенная цена для поставок российского газа в дальнее зарубежье в 2011 г. составила 402 долл/тыс. куб. м, в 2010 г. – 305 долл/тыс. куб. м. Внутренние цены на газ проиндексированы в 2011 г. на 14,6% и увеличились с 2 296,8 руб/тыс. куб. м в 2010 г. до 2 631,7 руб/тыс. куб. м к 2011 г. Несмотря на быстрый рост цен на нефть, отменен нефтегазовый трансферт. Финансовые ресурсы Резервного фонда активно используются для финансирования государственного бюджета. В 2009 – 2011 гг. активы Резервного фонда сократились более чем в 6,5 раза – с 4028 млрд руб. в 2009 г. до 775 млрд руб. в 2011 г. По итогам 2011 г. произошло замедление роста международных резервов, активное накопление которых происходило в 2009 – 2010 гг. в период восстановления экономики после влияния мирового финансово-экономического кризиса. В 2011 – 2012 гг. были внесены ряд изменений в Налоговое законодательство России по усилению налогового бремени на нефтегазовый комплекс. Так, в частности, в 2011 г. среднегодовая экспортная пошлина на нефть выросла на 49,5% до уровня 408,9 долл/т, среднегодовая ставка НДПИ в 2011 г. выросла на 44,9% и составила 4455 руб/т. Совокупная выручка нефтегазовых компаний России в 2011 г. выросла на 33% по сравнению с 2010 г. и составила 603,0 млрд долл., что в целом соответствует увеличению цен на жидкие углеводороды. В то же время чистая прибыль увеличилась только на 27%. В условиях повышения налогового бремени на нефтегазовый сектор России темпы роста прибыли заметно отставали от увеличения суммарной выручки. В итоге рентабельность, как отношение чистой прибыли к выручке, в целом по отрасли снизилась с 16,7 до 16%. Увеличение налоговой нагрузки и снижение рентабельности послужили одними из причин сокращения рыночной стоимости компаний нефтегазового сектора. Первые шесть крупнейших компаний НГК в течение 2011 г. снизили свою капитализацию на 28 млрд долл.

 

Ценовая конъюнктура

Основное влияние на формирование доходов нефтегазового сектора оказывают мировые цены на нефть и природный газ. В настоящее время ценообразование на нефть осуществляется в ходе биржевых торгов. Для анализа динамики мировых цен нефти используется простое среднее спотцены основных маркерных сортов: Brent – Лондонской нефтяной бирже (IPE); WTI(West Texas Intermediate), торгуется на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) и Dubai – Сингапурской международной товарной бирже (SIMEX).

Ценообразование на российские сорта нефти устанавливается аналитически с привязкой (дисконтом) к нефти сорта Brent. По данным Министерства финансов РФ, среднегодовая цена на нефть сорта Urals выросла в 2011 г. до 109 долл/барр., или на 40% по сравнению с 2010 г. (78 долл/барр.). Согласно экспортным долгосрочным контрактам ОАО «Газпром» с европейскими потребителями расчетная средневзвешенная цена газа Газпрома для поставок в дальнее зарубежье в 2011 г. составила 402 долл/тыс. куб. м, в 2010 г. – 305 долл/тыс. куб. м. Внутренние цены на газ проиндексированы в 2011 г. на 14,6% и увеличились с 2 296,8 руб/тыс. м3 в 2010 г. до 2 631,7 руб/тыс. м3 в 2011 г. С 2011 г. Правительство РФ планировало перейти на равнодоходную с экспортной цену на газ на внутреннем рынке, однако вследствие мирового экономического кризиса переход был отложен. Планируется, что равнодоходность от продажи газа на внешнем и внутреннем рынке будет достигнута к 2015 г. Для этого внутренние цены на газ ежегодно индексируются на 15%.

 

Федеральный бюджет и налоговые поступления

В 2008 г. доходная часть бюджета России была разделена на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы – налог на добычу полезных ископаемых (в виде углеводородного сырья – нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); а также вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, а так же товары, выработанные из нефти. Несмотря на планы Правительства РФ о сокращении зависимости доходов федерального бюджета от нефтегазовых поступлений в 2010 г., доля их увеличилась до 46%, в 2011 г. – до 50%.

В настоящее время в структуре нефтегазовых доходов около 65% (3,6 трлн руб.) всех поступлений приходится на экспортную выручку, в то время как доля налога на добычу полезных ископаемых составляет около 35% (1,988 трлн руб.). вые цены на нефть, заметно увеличившиеся в 2011 г., Федеральный бюджет РФ на 2011 г. был рассчитан исходя из цены на нефть в 75 долл/барр. и предполагал дефицит в размере 3,6% ВВП. Однако из-за роста мировых цен на нефть в среднем до уровня 107 долл/барр. федеральный бюджет 2011 г. исполнен с профицитом в размере 0,8% ВВП за счет средств дополнительных нефтегазовых доходов, составивших 5,6 трлн руб. (табл. 1).

Табл. 1. Нефтегазовые доходы в структуре Федерального бюджета РФ в 2005 – 2011 гг., млрд руб.

таб 1 

В 2011 – 2012 гг. были внесены ряд изменений в Налоговое законодательство России по усилению налогового бремени на нефтегазовый комплекс.

Экспортная пошлина. В течение первого полугодия 2011 г. наблюдался непрерывный рост экспортной пошлины на нефть. В июне 2011 г. был достигнут максимальный уровень экспортной пошлины с сентября 2008 г., однако во второй половине наблюдалось его снижение. Среднегодовая экспортная пошлина в 2011 г. составила 408,9 долл/т, что на 49,5% больше, чем в 2010 г., в 2,3 раза больше, чем в 2009 г.

С 1 октября 2011 г. в России была введена новая система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66», направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Не смотря на рост первичной переработки нефти, в 2011 г. продолжался процесс наращивания производства мазута. В новой формуле расчета пошлины на нефть предусмотрены на уровне 60% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 долл. за тонну, а не 65%, как ранее. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, до вступления закона в силу ставка на светлые нефтепродукты составляла 67%, на темные – 47%. Дополнительно в мае 2011 г. введена заградительная экспортная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть, а с 1 июня 2012 г. – и на прямогонный бензин.

В качестве мер государственной поддержки освоения ресурсного потенциала Восточной Сибири для 22 месторождений нефти и газа в 2010 г. была введена пониженная ставка экспортной пошлины, а для ряда месторождений – нулевая. С июля 2010 г. отменена нулевая ставка экспортной пошлины на нефть Ванкорского («Роснефть»), Верхнечонского (ТНК-ВР и «Роснефть») и Талаканского («Сургутнефтегаз») месторождений и применена льготная, пониженная ставка, которая перестала действовать с 1 мая 2011 г. С 1 августа 2011 г. льготная пошлина отменена также для Алинского (принадлежит «Сургутнефтегазу»), Дулисьминского («Дулисьма»), Западно-Аянского, Ярактинского, Марковского и Даниловского месторождений («Иркутская нефтяная компания»). С 1 января 2012 г. Правительство РФ вернуло льготную экспортную пошлину на нефть Дулисьминского месторождения.

Налог на добычу полезных ископаемых. Налоговые отчисления по НДПИ интенсивно росли до мая 2011 г., когда произошло его некоторое снижение из-за перепадов цен на мировом рынке. В сентябре 2011 г. ставка НДПИ поднялась и до конца года стабилизировалась на уровне – 4770 руб/т, в большей степени__из-за ослабления рубля относительно доллара. Среднегодовая ставка НДПИ в 2011 г. составила 4455 руб/т,что на 44,9% больше показателя 2010 г. и на 93,8% больше, чем в 2009 г. Базовая ставка НДПИ на нефть, в 2011 г. составлявшая 419 руб. за тонну, с 1 января 2012 г. увеличилась до 446 руб. за тонну. С 1 января 2013 г. планируется повышение до 470 руб. за тонну. Ставка НДПИ за 1 тонну добытого газового конденсата составляет: с 1 января 2012 г. – 556 руб.; с 1 января 2013 г. будет составлять 590 руб., с 1 января 2014-го – 647 руб. В 2011 г. впервые за несколько лет была повышена ставка НДПИ для природного газа, со 147 руб. за 1000 м3 до 237 руб. за 1000 м3. В ноябре 2011 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, предусматривающие поэтапное повышение ставки НДПИ на природный газ с 237 руб. за тыс. м3 в 2011 г. до 509, 582 и 622 руб. за тыс. м3 в 2012г., 2013 г. и 2014 г. соответственно. Эти ставки определены только для Газпрома как собственника объектов Единой системы газоснабжения. Для остальных организаций эти ставки корректируются понижающими коэффициентами и составляют 251, 265 и 278 руб.

в 2012 г., 2013 г. и 2014 г. соответственно. Правительство РФ одобрило постепенный рост НДПИ на газ для Газпрома к первому полугодию 2015 г. до 886 руб., ко второму полугодию – до 1062 руб. за тыс. м3; для независимых производителей – 726 руб. и 1049 руб. в первом и втором полугодии 2015 г. соответственно. Также в качестве дополнительного налога на нефтеперерабатывающий комплекс в 2012 г. можно считать обязательство по поставкам нефтепродуктов по сниженным ценам для сельхозпроизводителей. Согласно решению Правительства РФ, нефтяные компании будут поставлять горюче-смазочные материалы для проведения весенних полевых работ со скидкой 30% от цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в субъектах РФ. Налоговая нагрузка на компании нефтегазового комплекса России в 2011 г. в среднем составила 39,1% в структуре выручки (табл. 2). Большая налоговая нагрузка приходится на «СЛАВНЕФТЬ» (71,5%), наименьший показатель – у компаний «Газпром» (25,9%) и «ЛУКОЙЛ» (29,0%).

 Табл. 2. Налоговая нагрузка компаний нефтегазового комплекса России в 2008 – 2011 гг.

 таб 2

 Специализированные фонды и резервы

Благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти и значительный приток валютной экспортной выручки в страну, а также рост объемов собираемых налогов, связанных с деятельностью нефтегазовых компаний, стали причиной формирования специализированных фондов и накопления золотовалютных резервов в России.

Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния. Рост мировых цен на нефть и рост дохода от нефтегазового сектора позволил 1 января 2004 г. сформировать Стабилизационный фонд Российской Федерации, который функционировал до начала 2008 г. Стабилизационный фонд создавался для концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры цен на нефть, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 г. на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Приток крупных финансовых поступлений от уплаты налога на добычу нефти и газа, а также экспортной пошлины на углеводороды позволили нарастить ресурсы Стабилизационного фонда за 4 года более чем в 5 раз: с 522 млрд руб. в 2004 г. до 3849 млрд руб. в 2007 г. Основной расходной частью бюджета стало погашение внешнего долга, что позволило решить проблему внешней задолженности. Кроме того, часть средств поступало для финансирования бюджета Пенсионного фонда РФ, развития нанотехнологий, финансирования ряда крупных инвестиционных проектов.

1 января 2008 г. при уменьшении необходимости стерилизации в Стабилизационном фонде РФ избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план вышла задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов. Для этих целей Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, фактически являясь источником их первоначального формирования.

Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных ценобеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Несмотря на экономический кризис, суммарные финансовые ресурсы выросли с 3841 млрд руб. до 6612 млрд руб. (табл. 3). Основной прирост (в 3 раза) происходил за счет накопления Фонда национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. В результате в настоящее время пополнение Резервного фонда происходит на основании ежегодных решений Правительства России, исходя из текущей конъюнктуры на мировом рынке нефти.

 Табл. 3. Динамика Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ за период 2008 – 2012 гг. (на конец года), млрд руб.

 таб 3

 Несмотря на быстрый рост цен на нефть, отменен нефтегазовый трансферт. Финансовые ресурсы Резервного фонда активно используются для финансирования государственного бюджета. В 2009 – 2011 гг. активы Резервного фонда сократились более чем в 6,5 раза: с 4028 млрд руб. в 2009 г. до 775 млрд руб. в 2011 г.

Финансовые ресурсы Фонда национального благосостояния в 2010 – 2011 гг. практически не изменились и используются в существующем объеме на софинансирование пенсионных накоплений.

Золотовалютные резервы. Высокие цены на нефть и значительный объем экспорта российской нефти привели к значительному росту золотовалютных резервов в России. В 1999 – 2007 гг. (период активного роста цен на нефть) международные резервы возросли в 13 раз: с 13 до 480 млрд долл. (рис. 1). В период мирового финансово-экономического кризиса на поддержку курса рубля относительно основных мировых иностранных валют международные резервы снизились до 426 млрд долл. В период 2008 – 2010 гг.

 рис13

 Рис. 1. Динамика международных резервов РФ 1992 – 2011 гг.

 рис2

 

Рис. 2. Экспорт из России в 2011 г. по основным товарным

позициям

Источник: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная

таможенная служба России. 2000 – 2011 гг.

 

увеличение цен на нефть до докризисного уровня способствовали восстановлению международных резервов в РФ. По итогам 2011 г. произошло замедление роста международных резервов, активное накопление которых происходило в 2009 – 2010 гг. в период восстановления экономики после влияния мирового финансово-экономического кризиса. По состоянию на 01.01.2012 золотовалютные резервы России составили около 524 млрд долл., в результате по этому показателю Россия находится на 3-м месте в мире после Китая и Японии__В настоящее время статистику по экспорту нефти из России публикуют Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная таможенная служба России (ФТС), Центральное диспетчерское управлениетопливно-энергетического комплекса России (ЦДУ ТЭК).

По всем трем источникам данные по объему поставок сырой нефти отличаются, что связано с определением понятия экспорта: общий объем вывезенной продукции из России, либо тот объем, который оформлен как экспорт, без учета временного вывоза на переработку, а так же по-разному учитываются поставки в рамках Таможенного союза, реэкспорт через порты сопредельных государств (стран СНГ и Балтии), ряд других факторов. В физическом выражении в 2011 г. экспорт нефти, по данным Росстата, сократился на 2,5% – с 250,7 млн тонн до 244,5 млн тонн; по данным ФТС экспорт нефти уменьшился на 6,3% – с 233,9 до 219,1 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов сократился, по данным Росстата, на 0,8%, по данным ФТС – на 4,9%. В 2011 г. экспорт природного газа вырос по данным Росстата, на 6,7%, по данным ФТС – на 5,9%.

Экспорт энергоносителей России в 2011 г. в стоимостном выражении составил 71% от совокупного экспорта товаров (рис. 2), увеличившись на 3,0 % по сравнению с 2010 г. Экспорт нефти в стоимостном выражении составил 36%, экспорт нефтепродуктов – 19%, экспорт газа – 13%. Далее после энергоресурсов в структуре российского экспорта товаров – экспорт металлов – 9% и экспорт химической продукции – 7%.

Базовые экономические показатели

нефтегазового комплекса

Совокупная выручка нефтегазовых компаний России в 2011 г. выросла на 33% по сравнению с 2010 г. и составила 603,0 млрд долл., что в целом соответствует увеличению цен на жидкие углеводороды.

В настоящее время в общей структуре выручки НГК около 404 млрд долл. приходится на экспортные поставки, что соответствует около 67%. Доходы от продажи нефти и газа, а также продуктов их переработки на внутреннем рынке составляют около 198 млрд долл. (32,9%). За последний год в общей структуре выручки увеличилась доля внутреннего рынка с 24,7 до 32,9%, что отчасти связано с индексацией цен на углеводороды на внутреннем рынке.

Нефтегазовый комплекс России характеризуется высокой степенью концентрации финансовых потоков – более 70% оборота нефтегазового рынка формируют четыре компании: Газпром, ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «ТНК-ВР» (рис. 3), одновременно обеспечивающие 82% добычи газа и 56% добычи нефти. Крупнейшей нефтяной компанией России по выручке является «ЛУКОЙЛ». По итогам 2011 г. этот показатель для компании составил около 133,6 млрд долл.

Прибыль. Чистая прибыль предприятий нефтегазовой промышленности России в 2011 г. выросла на 27% по сравнению с 2010 г. и составила 93 млрд долл Рентабельность. По рентабельности, как отношения чистой прибыли и суммарной выручки, первые строчки рейтинга нефтегазовых компаний России занимают газовые компании Газпром и «НОВАТЭК». Кроме того, значительным показателем выделяется «Сургутнефтегаз», что связано с тем, что компания публикует показатели финансовой отчетности по российским стандартам.

 рис3-4

Рис. 4. Капитализация российского фондового рынка по отраслям на начало 2012 г.Фондовый рынок и капитализация нефтегазовых компаний

Нефтегазовый сектор по своей рыночной стоимости превосходит все остальные секторы, представленные на российском фондовом рынке. В России в первую десятку рейтинга крупнейших по рыночной капитализации компаний входят 6 компаний: Газпром, НК «Роснефть», ТНК-ВР, НК ЛУКОЙЛ, «НОВАТЭК» и «Сургутнефтегаз». На начало 2012 г. на фоне роста цен на нефть в 1,5 раза все компании нефтегазового сектора сократили показатель рыночной капитализации (за исключением «НОВАТЭКа»). Одним из факторов, сдерживающих рост капитализации акций нефтегазовых компаний в 2011  2012 гг., стало усиление налогового бремени на нефтегазовый сектор.

Доля компаний нефтегазового сектора в общей капитализации российского рынка составляет 47% (рис. 4). В целом компании топливно-энергетического комплекса занимают почти 60% рыночной стоимости акций.

Лидирующий отрыв в капитализации компаний НГК создает предпосылки и надежные перспективы для инвестирования в добычу нефти и газа. С началом принятия ряда государственных стратегических решений обинтенсификации освоения востока России, финансировании строительства инфраструктурных объектов наблюдается повышенный интерес со стороны горно-металлургических, транспортных, энергетических компаний к предприятиям НГК, созданию холдингов с дочерними структурами в смежных отраслях.

В процессе освоения российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных рынков происходит расширение их участия в производственных, транспортных и сбытовых активах в других странах. Это способствует повышению экономического, а значит и политического влияния России в мире. Однако российские компании в структуре мирового фондового рынка занимают слабые позиции: Газпром – 34-е место, «Роснефть»–74-е место, «НОВАТЭК» –178-е место, «Сургутнефтегаз» –216-е место.

В отличие от российского рынка, мировой фондовый рынок высоко дифференцирован, доля компаний нефтегазового сектора в общей капитализации составляет 15% (существенно ниже показателя в России), уступая лишь банковской сфере (17%). Первые места в десятке крупнейших компаний мира по рыночной капитализации принадлежат компаниям нефтегазового сектора –Exxon Mobil, PetroChina, Royal Dutch/Shell, Chevron.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОЛУЧИТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА!

Most from this category

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: